В далёком детстве к нам на зиму приехала пожить бабушка. Из сурового сибирского края - Алтая. Где мороз под -40°, где снег может завалить избушку по самую крышу, где в деревенских домах двери у всех открываются только вовнутрь - чтобы не остаться в снежном плену в дни снегопада и чтобы жителям удобнее было копать траншею, пробиваться сквозь сугробы, расчищать снежный тоннель.
Я была на Алтае, видела природу - первозданную, величественную, с горными реками и тайгой, с земляникой, растущей на полянке прямо перед бабушкиным бревенчатым домом, с бурундуками на кедрах, с луговыми цветами и травами, коих много повсюду. И вот из этого красивейшего края приехала в гости наша бабушка. Привезла сибирские гостинцы: кедровые орехи, серу (это кедровая смола-живица, но почему-то местный народ её называет серой) для жевания и здоровья дёсен, суховяленое мясо марала (так сибиряки называют оленей), талкан (мука из жареных зёрен ячменя), из которой получается вкуснейшая каша. Бабушка носила костяной гребешок на волосах, мне тогда это казалось необычным - в то время мало кто пользовался таким аксессуаром. Сама она была маленькая, сухонькая, немногословная. Бабушка проводила мужа на фронт и осталась вдовой в 33 года - дед погиб на войне в 1942 году. Она так больше не вышла замуж, одна воспитала и поставила на ноги 4х детей, всем дала высшее образование. Вот такая была моя бабушка - удивительная, сильная духом, не сломленная жизненными обстоятельствами.
И вот у этой старушки была необычная жестяная коробка-ящичек, очутившаяся у неё ещё в детстве каким-то неведомым образом.
Хотя почему неведомым? Бабушка рассказывала историю её появления, но за давностью лет я подзабыла подробности. Я даже не помню, что она в ней хранила. Возможно, какие-то документы, бумаги. Я любила рассматривать эту коробку, потому что она была из какой-то параллельной Вселенной, как мне тогда казалось.
Она явно была старинной, дореволюционной, с изображением детей, похожих на царских дочерей.
Особенно мне нравилась на ней надпись: "Паровая фабрика шоколада и конфектъ". Я ещё смеялась и спрашивала: почему конфеКтъ? Разве бывает такое слово? Как оказалось, бывает. Кстати, бабушка кроме "конфект" необычно называла ещё некоторые слова: на клубнику она говорила "виктория", любой фильм для неё был "картиной", нехороших людей или непослушных детей называла "волосогрызками". Многое уже забылось, но то, что порою у бабушки переспрашивала значение некоторых слов - помню.
И вот, когда моей бабушки Таси нет на свете больше 30 лет, когда стали уходить из жизни её дочери - мои тёти и мама, эта историческая "конфеКтная" коробка перешла ко мне, в мои руки. От старости она потёрлась, краска облупилась, стали едва различимы надписи и уже не читается год выпуска (он, между прочим, был 1890х годов, это я точно запомнила). Но мне не хочется её выбрасывать, рука не поднимается. Ушли в прошлое подобные упаковки для сладостей, а ведь это целое произведение искусства. И напоминание о том, что когда-то, почти полтора столетия назад, так оформлялись для детей подарочные наборы, а может быть, просто наборы для семейного чаепития, которые продавались в "конфектных" лавках в конце позапрошлого-начале прошлого века. Пусть останется в моём доме частичка памяти о бабушке, которая сохранила эту коробку из своего детства (бабушка 1909 года рождения) и пронесла её сквозь лихолетье событий: Великую Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, Великую Отечественную войну, трудные военные и послевоенные годы. Мне ли избавляться от вещи, которая впитала в себя исторический дух, хранит в себе атмосферу прошлых лет и десятилетий, которая, возможно, была для кого-то источником радости и символом домашнего уюта, каких-то семейных традиций? Сейчас об этом не узнать достоверно - не у кого. Но пусть эта "конфектная" коробка служит связующим звеном между разными историческими эпохами и поколениями. Только так и не иначе. По другому я пока себе эту ситуацию не вижу.