В этом году у нас в Тюменской области зима настоящая, какая и должна быть. С морозами в -30, волшебным инеем и обильными снегопадами. Но даже ей далеко до той зимы из моего детства, когда сугробы были большими!
Из детства мне запомнилось, что зимы были очень снежными, не то, что сейчас. Сугробы выше моего роста – это было норма. Помню, как друзей звала мерить эти самые сугробы, прыгать в них с крыши сарая. А чего бояться - она ж из-за сугробов уже и не крыша совсем, а так, ступенька.
Одно из ярких зимних воспоминаний как меня утром мама везёт на санках в детский сад. Я в цигейковой шубке и сверху обмотана теплым одеялом, так, что не могу нормально сесть, полулежу, зато удобно смотреть, как в свете фонарей медленно падают белые хлопья. Помню, как смотрю вверх на деревья, а это рябины, на ягодах белые шапочки из снега, и снегири на ветках сидят. Как из домовых труб идет дым, и пахнет не только дымом, но и хлебом, печеной картошкой – тем, что готовят в русских печах. Дым идет вверх, потому что мороз, мне тепло и хорошо.
У же позже, когда училась в школе и отменяли занятия из-за морозов, то это значит, что вся ребятня будет на улице! Мороз трещит -40, а нам хоть бы хны! В детстве мы не сильно обращаешь внимание на всякие мелочи, вроде обмороженных щек или ушей. Главное, чтобы дома сидеть не заставили.
И вот в этот мороз мы в снежки играли до тех пор, пока онемевшие пальцы ещё хоть немного слушались. А потом спешно отогревали руки теплым дыханием и продолжали снежный бой. Неприятно было только зачерпнуть валенком снег, потом приходилось снимать и вытряхивать, и ногу холодно назад засовывать.
А потом прибегали домой по уши в снегу. Одежда хоть мокрая, но не грязная, а это значит, что тебя вряд ли будут ругать. Максимум пожурят за промокшие ноги. Накатаешься на горке до упаду, варежки в снежных колтунах, штаны заледенеют - колом стоят. Снимали их вместе с валенками и ставили на печь. Да-да, именно ставили. Штаны так замерзали, что стояли, пока не растаивал снег.
Часто после таких игр я забегала к бабушке, она сначала отогоевала меня на печке, а потом кормила. Все говорила, что я тощая. Наливала горячие щи из квашеной капусты со сметаной. В одной руке ложка, в другой ломоть черного хлеба. И мне было тааак вкусно, так хорошо! А потом, после ужина, ноги в горячей воде погреет и снова на печку посадит. Эх, где та наша русская печка!?
Когда только выпадал первый снег и в редкие дни оттепелей, мы всей улицей выходили лепить снеговиков из липкого снега. Для украшения снеговиков мы тащили из дому все, что можно: бусы, ведра, шляпы, шарфы, веники, морковку. Ух, и доставалось же многим от родителей, которые порой не могли понять, куда подевалось нужное ведро или любимые мамины бусы!
Главным "местом встреч" деревенской ребятни были горки, с которых мы могли кататься часами. Самая большая горка была на Сельповском озере. Озеро внизу замерзало ровным блюдцем, и катиться с крутого берега вниз было долго. Основным приспособлением для катания были картонки, санки, фанерка. Частенько пользовались школьным портфелем, самые крутые катались на дипломатах. Если не было ничего под рукой, то катались просто на собственной попе. Одно плохо – подниматься на горку долго, тяжело. Да еще и сбить могут те, кто вниз катится.
Помню, что иногда деревню заваливало снегом. Если ночью была пурга, то к утру наносило столько снега, что у каждого дома была гора. Дорогу не сразу расчищали. Бульдозеры то и дело ломались из-за большой снежной массы. И жизнь у взрослых замирала. Хорошо было только детям. Дождавшись, когда снег улежится, мы выходили осваивать горки. Постепенно горку утаптывали, и начались катания на санках.
Конечно, как положено, играли в «Царя горы» - кто быстрей доберется до самой вершины, кто дольше всего просидит на горе. Весело было даже проигрывать, и кубарем катиться к подножью.
Вдоволь накатавшись и накувыркавшись, мы придумывали новые забавы. Строили крепости, вырезая большие снежные кирпичи. А еще копали снежные пещеры в этих огромных сугробах. В этих пещерах можно было поместиться вдвоём-втроём. Тут же и ели. Каждый из дома что-то приносил пожевать. Промерзший хлеб казался лакомством. В пещерах было удивительно уютно. Свет робкими лучиками просачивался сквозь своды, и в этом полумраке можно было рассказывать страшные истории, как летом возле костра.
А потом раздавался чей-то клич - "Айда в войнушку играть!"- и начиналась войнушка с «нашими» и «немцами»! Эти горы снега до весны служили нам крепостными стенами, и не мало "Хенде хох" «Тра-та-та-та» и "Ура" пролетело над ними среди деревенской тишины.
Зима в то время была снежная и морозная, и длилась долго, с ноября по апрель. Этим обстоятельством пользовался наш физрук, организовывая различные соревнования по зимним видам спорта. Борьба была «не на жизнь, а на смерть». Все старались победить. Помню, я тоже однажды, участвовала таких в соревнованиях по бегу на лыжах. Правда пришла последняя))) Лыжи у нас были простые, с обычными хлястиками через валенок. Я бегу (точнее ползу) по лыжне, проложенной на реке Тобол, и меня все обгоняют. Обидно.
И еще сохранилось воспоминание про примороженный к качелям язык: какой то умник в детском саду предложил лизнуть качели железные...и вот стою я с высунутым языком, прилипшая к трубе и не знаю как отодрать))
Детские мои воспоминания путаются, перемешиваются, скачут с одной зимы на другую. Но все они создают ощущение абсолютного счастья!
Может, и вы вспомните что-то особенное из своих детских зимних воспоминаний. Ведь было здорово, правда?!
С вами была Ольга Усачева. Ссылки на лучшие рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь