Эту историю мне рассказала хранитель музея в Тывинском городе Туран Татьяна Верещагина. Она правнучка Андрея Сафьянова. Он был дядей Инокентию Сафьянову, о котором в основном и пойдет рассказ.
История начинается с итальянца Джузеппе Сопиани, которого в Красноярск привез некий воевода из Риги. Воевода был вздорного нрава и однажды так избил парня, что тот сел в лодку и поплыл по Енисею куда глаза глядят.
Выловили его рыбаки из деревни Нахвальская. Парень рассказал им об издевательствах воеводы и местные жители решили не выдавать беглеца. В церковной книге его записали как Осипа Сафьянова и женили на местной девке. Один из сыновей Осипа - Павел подрядился на работу к купцу из Красноярска и дело у него спорилось. К концу жизни он сам стал купцом.
Его дети Андрей и Георгий продолжили дело отца. В Сибири началась золотая лихорадка и Павел обзавелся золотоносными приисками. Он неоднократно избирался градоначальником Минусинска, был попечителем местного банка, присматривал за тюрьмой. Его брат Андрей специализировался на сельском хозяйства. Прииски надо было кормить и аграрный бизнес пошел в гору.
Кроме этого была у Андрея мечта вывести свою породу лошадей. Европейский породы слабы на задние ноги и на крутых склонах садятся на "зад". Монгольские лошади не имеют такого недостатка, но низкорослые и некрасивы.
Жена Георгия Сафьянова желала родить сына и с этой целью отправилась в Иркутск в храм святителя Инокентия. В сентябре 1873 года родился сын, которого назвали в честь святителя Инокентием. Ребенок попал под влияние революционных идей. В 1888 году Инокентия исключают из красноярской гимназии с запретом поступать в любые учебные заведения российсокй империи. Юношу отправляют под надзор отца – главы Минусинска.
Отец отправляет его к Дяде Андрею в Урянхайский край (будущую Тыву/Туву). Со временем влияние Инокентия Сафьянова среди урянхайцев возросло настолько, что ни один торговый спор с русскими купцами не решался без его участия.
В 1914 году создается совместная комиссия из чиновников Российской империи и глав влиятельных урянхайских родов. Цель комиссии интегрировать новые земли в состав Российской империи.
Дело в том, что в 1912 году последний император династии Цинь отрекся от престола. В Китае наступило время хаоса и надо было определится с китайским наследием.
Инокентия Сафьянова включают в эту комиссию. Но он воспылал идеей создания тывинского государства и стал договариваться с влиятельными урянхайцами о проведении учредительного хурала.
В Итоге Сафьянова исключают из комиссии и в 1916 году высылают в Минусинск. Дома он пишет разоблачительные статьи и гневные письма, дискредитирующие власть. В итоге оказывается в тюрьме. В начале 1917 случилась буржуазная революция и Сафьянов тут же становится смотрителем тюрьмы главой Минусинска. Но в сентябре вступает в ряды РСДРП и уходит с поста главы. В 1918 году он вновь едет в Урянхайский край и опять носится с идеей тывинского государства.
На тот момент клан Сафьяновых имел несколько приисков и большое количество заимок. Село Уюк и город Туран в Тыве, село Селиваниха в Красноярском крае, поселок Ильича, и аал Сафьянов – в Хакасии - все это бывшие заимки Сафьяновых и далеко не все. Сафьянов возгавлял Минусинский уезд, а это весь юг Красноярского края и Хакасия вместе взятые. Он же контролировал местный банк.
По тем временам они были самыми настоящими олигархами. Возможно из этого и возникло желание создать свое государство. Хотя допускают, что Инокентий действительно заботился об урянхайцах.
В Сибири разгорелась гражданская война. Иинокентия Сафьянова захватывают в плен и помещаю в камеру заложников в Красноярске. К моменту прихода красных он был шестым в расстрельном списке. После освобождения он живет в Красноярске,но нему приезжает делегация урянхайцев и просит помощи.
Сафьянов выпрашивает у советской власти полномочия на ведение переговоров, в том числе международных и отряд красноармейцев. В течение года он гоняет белых и китайцев по Тыве, а в 1921 году сговаривается с могущественным родом Монгушей и проводят учредительный хурал, на котором объявляют о создании государства Тина-Тыва.
После этого начались разборки, Советская власть несколько лет не признавал тывинской государственности. Монгуш Буяна-Бадыргы оправдывался, что Сафьянов провел съезд на штыках красноармейцев. Представители Монголии обвиняли СССР, в неисполнении обещаний - Урянхайский край должен был отойти братской Монголии. Иннокентия Сафьянова отзывают из Тывы и больше он там не появляется. Свои дни он закончил в Подмосковье в возрасте 80 лет.
Андрей Сафьянов – дядя Инокентия вывел свою породу лошадей. Она так и называлась Андреевской. Эти лошади поставлялись для Первой конной. За лошадьми приезжал сам Буденный. По этому случаю одну из деревень Хакасии назвали Буденовкой. После репрессий породу переименовали и теперь она известна под именем Буденовская.
До 30-х годов Андреевские табуны вольно ходили по степям Тывы. Но в начале 30-х годов раскулачивание докатилось и сюда. Поняв, что все имущество будет национализировано Сафьяновы загнали большую часть своих лошадей на молодой лед Енисея и утопили. За это Сафьяновы катали тачки с золотоносной рудой на Артемовском руднике до самой смерти.
Вот так итальянская кровь помогла Тыве обрести государственность.