Найти тему
С Богом по жизни

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.2): СТОЛКНОВЕНИЕ ПО ПОВОДУ ЗАПОВЕДИ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.1): СТЫЧКА ПО ПОВОДУ ВОСКРЕСЕНИЯ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.3): КОНФРОНТАЦИЯ ПО ВОПРОСУ О МЕССИИ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.4): СХВАТКА ПО ПОВОДУ ЛИЦЕМЕРИЯ

Саддукеи перестали спорить, но фарисеи еще не были готовы признать поражение. Они, “услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе” (Мф. 22:34). Наскоро посовещавшись, они выдвинули вперед своего главного знатока, законника (Мф. 22:35), хорошо разбиравшегося в Писаниях. До этого они посылали молодых новобранцев, но на сей раз отправили испытанного в боях ветерана.

Фарисеи окружили Христа, и законник, “искушая Его, спросил, говоря: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?»” (Мф. 22:35, 36). Среди иудейских учителей не было вопроса, который бы обсуждался более ожесточенно. В законе Моисея раввины насчитали 365 заповедей в отрицательной форме и 248 — в утвердительной. Допуская, что трудно, если вообще возможно, исполнить все 613 заповедей, они поделили их на “большие” (более важные) и “малые” (менее важные). Самые горячие споры они вели о том, какая заповедь “наибольшая” (самая важная).

Ранее, когда Христу устроил допрос другой законник, Он согласился с этим законником, что закон кратко можно выразить словами Втор. 6:5 и Лев. 19:18: возлюби Бога и возлюби ближнего твоего (Лк. 10:25-28). На этот раз Иисус процитировал эти стихи:

«Первая из всех заповедей: “Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоей” — вот первая заповедь! Вторая подобна ей: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Иной, большей этих, заповеди нет» (Мк. 12:29-31).

Многие иудейские учителя считали, что Втор. 6:5 суммирует первые четыре из десяти заповедей, а Лев. 19:18 — последние шесть. Они рассуждали, что если человек исполняет Втор. 6:5 и Лев. 19:18, то он исполняет все десять заповедей — а если человек исполняет все десять заповедей, он будет исполнять и весь закон.

Фарисеи, очевидно, не осознавали, что на их представителя произвели впечатление предыдущие ответы Христа (Мк. 12:28). Теперь он вслух выразил свое согласие с последним ответом Господа:

«Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Него; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32, 33).

В этом книжнике Иисус увидел открытость и искренность, нехарактерные для большинства фарисеев. Он сказал ему: “Недалеко ты от Царства Божьего” (Мк. 12:34). Остался ли этот книжник таким же восприимчивым, слушая, как Христос продолжал учить? Передвинулся ли он с позиции “недалеко” и вошел ли в царство/церковь в день Пятидесятницы (Деян. 2:38, 41, 47)? Мы не знаем, но у него был шанс.

Вопрос о наибольшей заповеди был последним из тех, что задавали Иисусу на публике. Марк пишет: “После этого никто уже не смел спрашивать Его” (12:34; см. Мф. 22:46). Лука добавляет: “И уже не смели спрашивать Его ни о чем” (Лк. 20:40). Во-первых, Его противники устали от постоянного унижения. Во-вторых, война вопросов и ответов имела эффект, противоположный тому, на который они рассчитывали: вместо того чтобы упасть в глазах людей, Иисус поражал народ Своими ответами (Мф. 22:33; см. Мк. 12:37).

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.1): СТЫЧКА ПО ПОВОДУ ВОСКРЕСЕНИЯ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.3): КОНФРОНТАЦИЯ ПО ВОПРОСУ О МЕССИИ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.4): СХВАТКА ПО ПОВОДУ ЛИЦЕМЕРИЯ