Найти тему
Olga Karpushina

Архетип бунтаря и черный цвет в коммуникации и визуальных образах проекта

Фото: https://daavydaave.tumblr.com/post/659602456784814080/rafael-sliks-inka
Фото: https://daavydaave.tumblr.com/post/659602456784814080/rafael-sliks-inka

Я иногда шучу про себя, что если я вижу черный цвет — то им закрашено слово “нет”. Не найдется другого цвета, который так чисто выражал бы бунтарскую энергию слова “нет”. Слова, обрубающего концы. Конечно, в черном цвете заложено много смыслов, в нем сочетание всех цветов и архетипов, он многогранен. Сейчас же я хочу поговорить о его бунтарской грани.

Бунтарь — это жесткий архетип. Он кажется суровым, потому что заставляет человека отказаться от прежней жизни. Встреча с ним сначала может быть неприятной. Однако он честен и отсекает из жизни то, что себя изжило. Благодаря Бунтарю общество развивается. Когда общество застревает в колее, именно Бунтарь задается вопросом о смысле колеи, обнаруживает ее устаревание и прокладывает новый путь. Символы и бренды, которые транслируют бунтарское настроение, выбирают черный как флагманский цвет. Вспомните косухи байкеров или искусство андеграунда. И вспомните, что черный цвет считается похоронным. Он говорит “нет” прежней жизни, как рубеж, за которым начинается другая жизнь и для ушедшего, и для его близких.

Самая первая ассоциация, что приходит на ум про черный — что это цвет авторитета. Авторитет, или человек, которого все уважают, — прежде всего тот, кто умеет сказать “нет”. В истории моды есть момент, который называется “великий отказ”. Он случился в 19 веке и связан с развитием промышленности. Если до этого мужчины и женщины одинаково использовали цвет и декор в костюме, то после начала Промышленной революции мужчины отказались от цвета и декора в пользу монохромных, темных одежд, встав на путь практичности и рациональности. Мужчина 19-го века сделал выбор в пользу разумности и долгосрочного успеха, он стал рациональным и умеющим сказать “нет” своим сиюминутным слабостям.

Теперь вы понимаете, почему не стоит верить яркой красочной рекламе с надписью в духе скажите “нет” чему-то там. Будем честны, это не Бунтарь. “Нет” из уст Бунтаря не может быть ярким и красочным, оно будет эмоционально гораздо более авторитетно. Черный цвет обладает мощным эмоциональным зарядом. Многие художники черпали из него вдохновение. Баския, Вивьен Вествуд, Эми Уайнхаус, Оксимирон, Бэнкси, Рик Оуэнс — в их образах и творчестве присутствует много черного, потому что они обращались или обращаются к своему внутреннему архетипу Бунтаря как к источнику творческой, заряженной на перемены, энергии.

А вот добрым и светлым людям может недоставать эмоциональных сил сказать “нет” тому, от чего уже давно пора отказаться. Проекты от творцов с бунтарской энергией дают им эту энергию, в этом их большая ценность.

И все же я посоветую быть осторожнее с Бунтарем и чёрным цветом. Я обращаюсь и к проектам, и к людям, транслирующим или нуждающимся в Бунтаре. В чистом виде его, как лекарство, стоит принимать в небольших дозах, не позволять ему превышение положенной скорости. Потому что иначе он, разогнавшись на большой скорости, может сломать то, что вы не хотите ломать.

Так же черный работает и в обратном направлении. Я смотрю сериал, где главный герой, суровый и сосредоточенный только на выигрыше в состязаниях, в начале одет во все черное, а в конце сезона в его одежде появляются нотки цвета и эмоций. Я помню, как смотрела спектакль «Полианна». Там женщина, долгое время носившая траур и отказывавшаяся от радости в жизни, в конце сюжета решается и надевает яркий бант.

Пожалуй, черный — один из самых универсальных и популярных цветов, который используется в коммуникации. Я говорю о коммуникации в целом: и о визуальных образах в аккаунтах в соцсетях, и о гардеробе. Этой статьей я бы хотела вас вдохновить посмотреть на себя и на свой проект через призму архетипа бунтаря и черного цвета. Увеличив пропорции черного, вы можете сказать “нет” пустым для вас отношениям, уменьшив его, вы привлечете более жизнерадостную и легкую на подъем аудиторию. Грамотное управление одним только черным цветом может изменить сообщение, которое вы транслируете в мир. Пусть же ваше сообщение будет вам на руку.

*

Мой телеграм-канал, где еще больше про культуру, ее исследование, развитие и создание