На то, что бы посвятить этой теме отдельную статью меня натолкнули 2 вещи - бесконечный лживый поток восторженных новостей о лучших из лучших играх 2022 года под новогодние праздники и после них, и мечтательная статья из игрового журнала моего глубокого детства, в которой авторы из 1997 года предвещали достижение невероятного уровня мощности графических ускорителей, ставшего реальностью для нас в этом году.
Итак, свершилось - майнинг на видеокартах приказал долго жить, цены на них рухнули, а полки Авито магазинов ломятся от предложений. С другой стороны, затяжные карантины из-за Covid-19 в большей части мира остались в далёком 20-ом году. Казалось бы - вот она новая эра игровой индустрии, топовые новинки посыпятся на нас как из рога изобилия! В принципе, посыпалось, и даже полилось, но только не то что мы ждали.
1. Петля времени - Порты и ремейки без конца
В последние два года мы сами, как герой одной из немногих оригинальных игр Deathloop, попали в какую-то безумную петлю времени и вынуждены проходить одни и те же игры снова и снова. Потом год перезагружается, и нам снова подсовывают тоже самое!
Схема для успешных ПК-игр следующая:
- выпускаешь фальшивую демку с невероятным уровнем графики, а потом неиграбельный кусок кода, можно в раннем доступе (привет Балдурс Гейт 3, ты как там?), но обещаешь кучу контента и плюшек в будущем;
- после релиза постепенно добавляем косметику, скины героев и прочую мишуру бесплатно, а готовый заранее, но припрятанный контент в виде сюжетных квестов и локаций - как платные длс;
- через год собираем всё вместе, ещё мешочек скинов для оружия и продаём снова под соусом ГОТИ/Полного/Максимального издания, про демку все давно уже забудут
- А в 2022 году лениво просматриваем что энтузиасты и мододелы улучшили/исправили в твоей игре, запиливаем REMASTER и продаём тоже самое в третий раз = profit!
Звучит как чистой воды мошенничество? Ну ладно Вам, чего бы не погонять любимого Ведьмака 3 (на минуточку, 2015-го года выпуска!) ещё разок? Играть-то всё равно особо не во что.
Другими большими событиями для ПК-бояр стал выход эксклюзивов Сони - Бог войны, Человек Паук + длс с Моралесом, Жизнь после, Горизонт, Анчартед. И ведь все хитами стали, на торрентах вообще в топе. Ничего что игры 2018-20ых годов? Ну, а как их не покупать, если по своему качеству они на голову выше большинства релизов для компьютеров за это время и, что самое печальное, по графике и анимации до сих пор выглядят современно.
The Last of Us вообще вышла в 2013 году, уже получала ремейк, а в 2022 году была переиздана в виде ремастера, и всё равно разлетается как горячие пирожки! Впереди сериал, да и какая приключенческая игра настолько же интересна и душевна?
2. Ешь что дают!
Чем всё это время занимались глобальные разработчики и издатели? Судя по статистике, в основном делили бизнес, отбивались от претензий и бесконечного нытья активистов, а так же рубили капусту на онлайне.
Перед Вами топ самых высокооценённых и популярных игр в Стиме за 2022 год. Stray, порты с ПС4 и инди-хиты. Всё. Ой, а где же "Elden Ring"? На 147 месте. Расхваленный "А Plague Tale: Requiem"? — на 235-м.
Да, выбор толпы не показатель, скажете Вы. Ну хорошо, вот и мнение экспертов подъехало, Digital Foundry, техподразделения Eurogamer:
- Horizon Forbidden West; 2. The Callisto Protocol; 3. Portal RTX
А так же, ремастер The Last of Us Part I, ремастер The Witcher 3: Wild Hunt, забагованный A Plague Tale: Requiem, Need for Speed Unbound и.... Fortnite.
Это самые красивые и технологичные игры современности? Вот серьёзно? Ну хорошо хоть не Рыцари Готэма, и на том спасибо.
Топ продаж за прошлый год Стима:
Elden Ring, Dying Light 2, Monster Hunter Rise, Yu-Gi-Oh! Master Duel, Call of Duty: Modern Warfare II, а дальше как всегда: Dota 2, CS:GO, Destiny 2, PUBG, Apex Legends.
Самые покупаемые игры в магазине Эпиков вообще представляют из себя жалкое зрелище - 3я часть симулятора козла и сборки пк. Дожили...
4. Вся мощь в лучах
Вернусь к тому с чего начинал эту статью. В одном из выпусков старенького журнала о видеоиграх "Магазин игрушек" за 1997 год меня в своё время поразила мысль о техническом прогрессе графики в играх (сам то я тогда играл в Сегу мегу 16 бит) - автор утверждал, что для достижения абсолютной кинематографичности, т.е. когда графика в игре перестанет отличаться от живого кино, мощность видеоускорителей должна достигнуть 60 Тфлоп/с (операций с плавающей запятой в секунду). Тогда самой крутой картой был 3DFX Voodoo 2 с памятью 8 Мбт).
Да здравствует 2022 год! Наконец-то заветная планка достигнута, более того - топовая RTX 4090 её уверенно перешагнула, мощность видеокарт для обычных игроков достигла 82,6 Тфлопс! Плюс, конечно, 24 Гбт памяти, DLSS 3, отдельные ядра для трассировки лучей и потребляемая энергия до 450 Вт (у Voodoo 2 была 15Вт).
Отличные новости. И что? Можно ли считать достижением барьера кинематографичности в играх, то что графика некоторых супергеройских кинопроектов стала выглядеть так же убого?
Сомневаюсь, учитывая тот же Аватар 2, который только недавно показал всем как надо работать над видеоэффектами.
Что показывают нам лучшие из лучших и самые дорогие новинки игровой индустрии? Elden Ring, Plague Tale: Requiem, CoD: Modern Warfare 2, Fifa 23, Dying Light 2 выглядят вроде неплохо. А теперь вернитесь на несколько абзацев вверх и перечитайте выбор технических экспертов - Хорайзон на уже устаревшей Плойке, Фортнайт, Портал с прикрученными лучами, ремастеры старья.
Где эти невероятные эффекты из технодемок UE5? Какая нахрен кинематографичность среди этих блестящих пикселей с нулевой интерактивностью? Деревянные анимации, пустые псевдо открытые миры и бесконечные технические проблемы даже на мощных ПК.
5. Что год грядущий нам готовит?
Строго говоря, часть потенциально красивейших проектов 22-го года мы просто потеряли из-за очередных переносов самых многообещающих проектов. Впереди нас ждут: Atomic Heart от пока ещё российских разработчиков, масштабный Starfield, Hogwarts Legacy, Wo Long: Fallen Dynasty от Team Ninja на последней версии UE5, длс Fantom Liberty для Киберпанка 2077, ну и конечно Сталкер 2 который опять перенесут.
Набор внушителен, да и игроки потихоньку обновляют своё "железо", прикупая новые видеокарты и подешевевшие процессоры. Но изменится ли ситуация в корне? Может ли индустрия выйти на тот же вектор прогресса, который у нас был в 2012-18 годах?
Самое важное, на мой взгляд, это то, что многие игроки уже просто смирились с сегодняшней ситуацией и даже не возмущаются откровенному топтанию графики на месте. Наоборот, активно сопереживают разработчикам, плачущим как же стало дорого разрабатывать ААА-проекты, и радуются очередным халтурным ремастерам. Лишь бы хоть что-то вообще выходило, пусть и с лутбоксами.
Пока мы сами не прекратим покупать очередных "Рыцарей Готама" и 2-3-5й ремейк старых-добрых хитов, никакого кинематографичного будущего нам точно не светит.