Переписывание текстов - метод преодоления неграмотности?
Да, переписывание текстов - традиционный метод преодоления неграмотности. Его рекомендуют и педагоги, и логопеды.
Но! Всегда ли он приносит реальную помощь? Нет, не всегда. Есть два условия. Этот метод поможет ребенку, если он умеет бегло читать. Не озвучивать текст, а понимать его смысл. Второе условие: ученик сам хочет преодолеть неграмотность. Давайте подумаем: ребенку интересно переписывать тексты? Будет положительный результат, если заставлять его делать это, "ломая" через громкое "НЕ ХОЧУ"? Если ребенок чувствует неприятие, отвержение работы, то он работает механически, не может фиксировать и запоминать грамотное написание слов.
Усердное переписывание текстов ребенком, у которого не сформировано смысловое чтение, принесет один плюс: он научится не допускать ошибок при списывании. И снова же НО! Грамотно писать диктанты, изложения и сочинения он не сможет! Неполноценный навык чтения не позволит преодолеть неграмотность.
Когда же упражнения типа списывания могут быть продуктивны? Эта работа оправдывает себя в том случае, если детям предлагается выписать из текста без пропуска букв определенные слова, дополнительно предложить им работу с этими словами, представляющую для них интерес.
Познакомлю вас с Памяткой бабы Вали для ее внука.
Памятка № 1.
1. Внимательно прочитай текст про себя.
2. Ответь коротко на три вопроса.
- О ком этот текст?
- О чем он?
- Чему он нас учит?
3. Обрати внимание на лист, который лежит рядом с текстом. Он разделен на 3 столбика.
Задание.
1. По этим столбикам надо распределить слова, в которых есть ПРАВИЛА КОРНЯ:
а) безударные гласные,
б) непроизносимые согласные,
в) парные звонкие и глухие согласные.
2. В первый столбик красной ручкой выпиши слова с безударными гласными.
3. Во второй столбик – зеленой ручкой с непроизносимыми согласными.
4. В третий – синей ручкой с парными звонкими и глухими согласными.
5. Загляни в ШКАТУЛКУ №1. В ней лежит листок с правильно выполненной работой.
6. Проверь себя.
Может возникнуть вопрос к бабе Вале: почему ручки разного цвета? Никакого секрета нет.
1. Дети любят работать с цветом. Он радует их. Это полезно для здоровья.
2. Это задание одновременно еще и на развитие избирательности внимания, и на его распределение в процессе работы со словами и текстом.
3. Это ещё и концентрация внимания: не забыть про цвет!
! Экономия времени. Экономия здоровья.
Еще одна ПАМЯТКА бабы Вали
Памятка № 2.
1. Внимательно прочитай текст про себя.
2. Ответь коротко на три вопроса.
- О ком этот текст?
- О чем он?
- Чему он нас учит?
Задание.
1. Еще раз прочитай текст, для того чтобы выбрать понравившийся тебе отрывок.
2. Перепиши его и продиктуй мне.
3. Учти, я могу сделать ошибки в работе.
4. Проверь мою работу, подсматривая в текст.
5. Если найдешь ошибки, объясни мне их.
6. Не можешь объяснить? Загляни в ШКАТУЛКУ № 2. Там лежат карточки с правилами, которые я могла нарушить. Используй их.
Такие ШКАТУЛКИ я использую сама в своей репетиторской деятельности. В ШКАТУЛКЕ №2 у меня лежат уже готовые карточки. Я покупаю их в книжных магазинах. У меня нет цели, делать рекламу тому или иному издательству, продукцией которого я пользуюсь. У разных издательств разные карточки: есть строгие, небольшие по размеру, есть веселые карточки с прекрасными картинками.
Какие моменты могут в этом задании заинтересовать ребят?
1. Выбрать отрывок. Ого! Я САМ выберу.
2. Продиктуешь мне. О! Я буду диктовать! А то всё мне и мне диктуют.
3. Я могу сделать ошибки. Это уже интересно: как так? Обычно я делаю ошибки.
4. Проверь мою работу. Классно. Я буду проверять. А то всё меня проверяют.
Умно направленное «Я» ребенка создаст позитив, без которого трудно сохранить здоровье в процессе учебы.
Памятка № 3.
1. Внимательно прочитай текст про себя.
2. Ответь коротко на три вопроса.
- О ком этот текст?
- О чем он?
- Чему он нас учит?
Задание.
1. Приготовь три маркера: желтый, синий, зеленый.
2. Еще раз прочитай текст, для того чтобы выбрать понравившийся тебе абзац.
3. Перепиши его.
4. Приступай к украшению этого отрывка.
5. Будь внимателен!
6. Желтым маркером выдели слова с безударной гласной в корне.
7. Зеленым – с непроизносимым согласным в корне.
8. Синим - с парным звонким или глухим в корне.
9. В Шкатулке № 3 найдешь образец правильно выполненной работы.
Итак, списывание текста без пропуска букв. Какие видим плюсы? Списывая текст без пропуска букв, давая устное или письменное объяснение написания тех или иных слов, ученик должен не только определить, когда нужно применить орфографические правило, но и установить, какое это правило, и объяснить соответствующее написание слова, производя в определенной последовательности его разбор.
Эту форму работы (списывание текста без пропуска букв) необходимо использовать детям, у которых орфографические умения сформированы на критическом уровне.
Вернемся к текстам с пропущенными буквами. А ведь у них есть всё-таки минус при всех плюсах! Недостатком является то, что пропуск букв сигнализирует учащимся о необходимости применять орфографическое правило. Значит, при выполнении указанного упражнения дети сами не определяют, когда нужно применить орфографическое правило.
Будем чередовать задания!