Найти тему
АиФ – Северный Кавказ

Семь фактов об акварели. Как научиться писать «водянистой» краской?

Оглавление
   Семь фактов об акварели. Как научиться писать «водянистой» краской?
Семь фактов об акварели. Как научиться писать «водянистой» краской?

Зима - хорошее время для домашних увлечений. Пока мороз рисует сизые узоры на окнах, можно взять кисть и создать красочный мир на бумаге. Как это сделать с помощью акварели, stav.aif.ru показал член Союза художников России Владимир Грибачёв.

1. Пигмент с мёдом и желчью

Имя акварели дали французы, переводится оно как «водянистая» краска. Она состоит из пигмента с растворимым связующим веществом - клеем, сиропом или мёдом. Могут в неё добавлять и бычью желчь.

«Её используют, чтобы задерживать высыхание краски» - поясняет Владимир Грибачёв.

Художники пишут более дорогой и качественной акварелью, чем та, что продаётся в канцтоварах для школьников. Особым уважением мастеров с советских времён пользуются наборы фирмы «Ленинград».

«В последнее время, правда, и они немного потеряли качество и цвет, в них стало больше химии», - считает Владимир Яковлевич.

В советские времена профессиональный акварельный набор стоил 1 руб. 20 коп. при стипендии будущего художника в 30 рублей. Сейчас коробка стоит больше 2 тыс. рублей, что несопоставимо со студенческим пособием.

2. Наскальная живопись

Акварельную краску, сами не осознавая это, использовали ещё первобытные люди. За 10 тыс. лет до нашей эры они раскрашивали рисунки животных в пещерах с помощью охры, угля и марганца.

На основе желтка делали акварель древние египтяне. Сначала расписывали гробницы, а потом освоили живопись на папирусе.

3. Ручного отлива

Большинство искусствоведов всё же ведут родословную акварели с момента появления бумаги в Китае. На бумажную основу водянистая краска ложится лучше всего. Поверхность не должна сильно впитывать, как промокательная бумага, и не должна быть глянцевой. Хорошо, если она фактурная.

Лучшую для акварелистов бумагу изобрели в XIII веке в Италии, в городе Фабриано. Эта фабрика до сих пор работает, выпуская продукцию с водяными знаками.

В России идеальную для акварели, по мнению художника, бумагу делают в Тверской области, в том числе ручного отлива.

4. Коровьи уши

Кистей в магазинах сейчас - на любой вкус и цвет. А вот в 1980-х годах они были в дефиците, и Владимиру Грибачёву пришлось делать их самому. Для акварели использовались коровьи ушные волосы, а для масляной и гуашевой живописи - свиная щетина, которую нужно было вываривать и обезжиривать.

Кисть при работе разными тонами надо тщательно мыть, поэтому воду меняют не один раз, расписывая бумагу. Кстати, рисование акварелью называется «письмом», хотя техника эта - на стыке живописи и графики.

5. По сырому или слоями?

Родоначальником многослойной акварели был немецкий художник Альбрехт Дюрер, живший в XV-XVI веках.

«Он писал лессировочно - наложением одного слоя на другой, - говорит Владимир Грибачёв. - Я больше люблю технику alla prima, то есть по сырому. Акварель сначала смазывается водой, бумага на планшете с наклоном, благодаря чем одна краска вливается в другую, и завершается картина за один подход».

Так как краска наносится влажной, при высыхании бумага может покорёжиться. Чтобы избежать этого, Владимир Грибачёв заранее смачивает её и закрепляет степлером на планшете.

В отличие от гуаши, поправить неудачно взятые цветовые отношения в акварели по-сырому почти невозможно. Появится многослойность, и цвет, по словам художника, может «погаснуть». Белые пятна нужно оставлять не закрашенными. По одному месту много раз кистью не водить, чтобы поверхность не пошла катышками.

Писать можно сразу по белому листу, а можно сначала сделать карандашный набросок - только не сильно давить на графит, иначе на готовом рисунке останется след эскиза.

6. Этюды и комплименты

Благодаря тому, что акварель быстро сохнет, художники часто используют её для зарисовок, которые лягут потом в основу будущих масляных картин.

Владимир Грибачёв делал такие этюды, например, путешествуя по каналам во Флоренции или в Рожкао, в КЧР. А его акварельные зарисовки Ставрополя перекочевали в календари, на открытки и в книги.

   Таким художник представил Ставрополь XIX века. Фото: Из личного архива/ Владимир Грибачёв
Таким художник представил Ставрополь XIX века. Фото: Из личного архива/ Владимир Грибачёв

В XIX веке, когда фотоаппаратов ещё не было, кавалеры писали акварелью портреты и букеты в альбомах барышень из светского общества, сопровождая их стихотворными комплиментами. «Сейчас эти портреты стали документом эпохи», - говорит художник.

Акварельные краски со временем выцветают. Поэтому в художественных музеях, таких как Эрмитаж или Третьяковка, такие работы хранят за шторками. В Пушкинском музее в Москве акварели лежат в папках под калькой.

7. Год для профессионала

Много ли времени займёт освоение акварельной техники?

«Анна Остроумова-Лебедева, художница XX века, имея художественное образование и владея печатными видами графики, осваивала акварель год. Так что сказать, сколько потребуется времени любителю, сложно», - признаёт художник.