Найти тему

О родословии Господа Иисуса Христа

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию о родословии Господа Иисуса Христа. Вечер 6 января 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Евангелие от Матфея, которое мы сегодня читали, сообщает нам родословие Господа нашего Иисуса Христа. Хотя оно и заканчивается именем Иосиф, который был муж Марии, и в этом смысле можно подумать, что это является родословием Иосифа, но дело в том, что на Востоке до сих пор считается, что мужчина – существо более важное, поэтому родословие считается по отцу. А для всех иудеев Иосиф был отцом для Иисуса Христа, поэтому родословие по женской линии не велось. Но в силу того, что Иосиф приходился дядей Пречистой Девы Марии, его родословие в этом смысле полностью совпадает и с Её с определённого колена, поэтому это родословие является и родословием Иисуса Христа. Нам конечно это всё довольно диковинно, потому что сейчас практически только одна страна в мире, Исландия, где существует понятие рода, и практически каждый может назвать не один десяток имён, куда восходит его род. Обычно человек знает два-три имени, редко четыре, а дальше уже и не знает, откуда он есть. Исключением ещё являются всякие монархические фамилии, которые знают своё родословие, если не наизусть, то по крайней мере письменно оно хранится, всегда можно за справкой обратиться. Для древних иудеев это играло огромную роль. Как святитель Феофилакт Болгарский пишет, что когда слышит родословие Иисуса Христа, то почивает иудей, то есть спит спокойно, потому что здесь всё правильно. В этом родословии есть свидетельство, что Он происходит от рода царя Давида, как и полагается правоверному Мессии. По преданию известно, что апостол Матфей именно для своих соплеменников, иудеев, писал это Евангелие, поэтому он начинает его с самой важной части, с этих формальных признаков принадлежности к роду Давида. Этим самым как бы доказывает подлинность пришедшего на землю Христа Спасителя. В этом смысле, конечно, для нас тоже есть нечто поучительное, хотя та традиция утрачена, потому что, действительно, все люди уже перемешались, редко можно встретить человека, который живёт на том месте, где родился. Только память остаётся, откуда родом мой дед, а так часто бывало, что дедушка родился там, потом ссылка туда-то, там родился папа, потом переехали, завербовался там-то, поэтому языки перемешались. Раньше каждая губерния на своём говоре разговаривала. Сейчас единый матерщинный, в основном на нём, с небольшими нюансами. Раньше каждая область имела свои замечательные окраски, свои слова, свои влияния. Такое богатство весьма украшало лингвистическую картину. Это утрачено не только у нас. В Германии возник такой единый язык, теперь в Китае возникает, там тоже десятки языков разных.

Рождество Христово всё-таки такой праздник не для лингвистических исследований. Нам нужно подумать, почему Богу было угодно, что это родословие вошло в Священное Писание, в его канон. Был даже один случай, мне припоминается, где-то я давно читал, что некий христианин весьма удивлялся, он русский человек, поэтому ему было непонятно, зачем такая важность в перечислении имён людей, от которых произошёл Господь Иисус Христос. Читая Евангелие, он обычно это пропускал и переходил дальше, уже непосредственно к событиям. Однажды он пришёл к духовному старцу, ныне уже давно покойному, у него на аналое было раскрыто Евангелие. Старец его попросил почитать ему Евангелие. Он его спросил, на каком месте. Тот ответил: “На любом, какое откроешь”. Тот подошёл, открыл – и как раз на этом месте. Стал читать, старец всё внимательно выслушал. Он тогда решил, что видимо Промыслом Божьим так совпало, что то Евангелие, которое он обычно пропускал, первое зачало, здесь оно как раз попалось. Он думал, что Евангелие откроется на середине, а открылось как раз на Евангелии от Матфея. Тогда старец ему объяснил, что так часто бывает, особенно в ветхозаветной Церкви. Нам это трудно оценить, но жизнь была безблагодатная, потому что не было Церкви, которая освещала весь мир, поэтому очень долго пришлось народу Божьему ждать пришествия Мессии. И то, когда Он пришёл, совершенно не все в Него уверовали, а очень незначительная часть, в процентном отношении практически ничтожная. Это следствие того, что всё духовное накапливается очень медленно. Чтобы получить в итоге искомого христианина, желательно чтобы и среда, в которой он рос, была христианская, и народ, от которого он произошёл, был христианский, чтобы отец и мать у него были христиане, чтобы все члены семьи, чтобы вся среда, вся система взаимоотношений носила в себе христианскую презумпцию. Тогда дитя будет возрастать, видя, как люди между собой общаются, какие они совершают поступки, как они взаимодействуют между собой, как они говорят и реагируют на окружающие события, именно исходя из того, что они христиане. Мы понимаем, что отношение к миру у христианина и нехристианина разное. Это очень важно понимать.

Христианского устроения души, особенно в наше время, в течение одной жизни достичь нельзя. Если два взрослых человека уверовали в Бога, стали соблюдать посты, молиться по утрам, делать попытки добрых дел, по-христиански воспитывать детей, то ясно, что они всё рвано в этом воспитании терпят неудачу. Почему? Потому что борьба со страстями требует определённого воспитания, потом ещё требует самовоспитания. Если самовоспитание в какой-то мере, небольшой, у нас присутствует, по крайней мере мы на исповеди можем критически оценить свои некоторые поступки, правда многократно самооправдываясь, но всё-таки какая-то оценка критическая самого себя наличествует, то навыка вести себя по-христиански нет. Этот навык мы не получили ни в собственной семье, которая не была христианской, ни в школе, где присутствует хамский обезьянник, ни во взаимодействии с учителями. Только изредка какие-то отдельные события, встречи с очень редкими людьми давали нам возможность почувствовать красоту христианской жизни. Поэтому естественно, что среди такого тёмного хаоса мы не приобрели навык жить, думать и чувствовать по-христиански, а, как обычные люди, живём по страстям. То, что хочу, то и делаю, а не то, что угодно Богу. Поэтому страсти и диктуют наше поведение. Если мне внутри зло, я злюсь, если мне внутри гневно, я гневаюсь, если мне внутри раздражительно, я раздражаюсь, если мне внутри блудно, значит у меня соответствующе изменяется мимика лица, мысли идут своим ходом. Если мне жадно, значит глаза это выражают какие-то мои поползновения в сторону приобретения того, что мне хочется. А если кто-то пытается меня в этом ограничить, то я раздражаюсь, воспринимаю его, как врага, начинаю злиться и закатываю истерики или драки. Это по возможности и по тому, что я предполагаю, что мне будет взамен. Поэтому всё доброе, духовное, что соответствует воздержанию от греха, накапливается очень медленно.

Израиль есть народ Божий, уникальный народ, единственный народ во вселенной. Нам трудно сейчас представить, как это могло быть, но тем не менее, в отдельных родах совершались поступки, из которых складывалось древнее благочестие. Оно, конечно, сильно ещё отличается от христианского, но всё-таки это путь в том направлении, что привело к тому, что появился наконец такой один единственный цветок, Пресвятая Дева Богородица, из Которой мог уже воплотиться Господь Иисус Христос. Её небесной чистоты было достаточно, чтобы принять благодать Божью. В этом, собственно, и состоит христианство, чтобы таким образом свою душу так очистить, чтобы воспринять в себя благодать Божью, чтобы мы могли, как и апостол Павел сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Человек поступает, думает, чувствует и говорит, не исходя из своих страстей, настроений, привязанностей, пристрастий, а исходя из того, что угодно Богу, хорошо ли это Ему.

Самая наша беда и называется грехом, потому что часто человек спрашивает, ливерную колбасу есть грех или не грех, хотя понятно, что даже кровавый ростбиф есть не грех. Пожалуйста, кушай на здоровье, грех совершенно не в этом. Грех в том, что ты это спрашиваешь. Грех в том, что ты думаешь, что духовная жизнь связана с колбасой или вообще связана с тем, что ты съел, с тем, что можно или нельзя. Можно всё, потому что мы свободные люди. Если что-то нельзя, то это не потому, что это нельзя, есть некий категорический запрет на что-то, как Адаму было запрещено вкушать от древа познания добра и зла. Как же было запрещено, когда протянул руку, взял да съел? Ему было это предложено, ему говорили, что этого делать не надо. Почему? Потому что это нехорошо, потому что это будет нести дурные последствия. А так человек доходит до того, что спрашивает, компьютер – это грех или не грех, телевизор – это грех или не грех. Грех – это погружённость человека в самого себя и забвение Бога, вот это грех. А уж каким образом человек к этому приходит, ковыряет ли в носу, ловит ли пескарей, играет в бильярд, зарабатывает хорошие деньги или пьёт горькую, это не принципиально. Совершенно не важно, каким образом человек погубляет свою душу. Если мы хотим понять, грех или не грех то, что я в данный момент делаю, нужно посмотреть, как это влияет на мою душу. По какому-то действию невозможно определить. Дать человеку кулаком в бороду и выбить четыре передних зуба – это грех или не грех? На вид вроде грех, но если этот человек с ножом или автоматом и это единственный способ предотвратить автоматную очередь в толпу на остановке, то это уже вообще не грех, а геройство, ему надо орден давать, что он не как все сразу начинает что-то смотреть, что-то изучать. Можете даже сделать опыт, пойдите на остановку и начинайте с кого-то шубу снимать, ни один голову не повернёт, а вторая половина будет стараться делать вид, что ничего не происходит. Я даже удивляюсь, почему таким бизнесом люди себе деньги не зарабатывают. Вышел из дома, раздел кого-то, потом пошёл тут же в комиссионный и сдал. Никто не будет искать. Мы, понятно, к другому вроде стремимся, раз в церковь пришли, но вообще очень странно. Современный человек никогда не отреагирует, если рядом с ним кого-то грабят. Это редкое явление, что даже по телевизору показывают – вот такой-то за такого-то заступился. Это уже такая новость, что в пору на CNN присылать и по всему миру показывать, что надо же, не все сразу упали на пол и легли. Вроде один и тот же поступок, но в разных ситуациях в одном случае геройство, а в другом случае хулиганство, а в третьем случае бандитизм и уголовное преступление, хотя действие совершенно одно и то же. Поэтому грех или не грех, это определяется изнутри, как это отражается на мне самом, из каких соображений я это делаю. Главное – это мотив этого поступка. Исходя из этого, можно хотя бы каким-то образом приблизительно выяснить.

Рождество Христово, случилось в истории, две тысячи с лишним лет назад, в такой конкретной исторической точке, но для нас с вами Христос родился тогда, когда мы о Нём узнали, потому что когда Его нет в нашем сознании, Его вообще и нет. Поэтому каждый из нас, когда забывает о Нём, о Рождестве, о Кресте, то на этом и христианство кончается. Если мы хотим, чтобы это в нашей жизни действовало, чтобы родившийся Христос в нас жил, то мы всегда должны свою мысль, своё слово, свой поступок соотносить с Ним. Я это делаю, мне это хорошо, а ему это хорошо? Христианин всё время исходит из того взгляда, который обращает к нему Христос. Дальше уже сам решает на основании прочитанного Евангелия, на основании того, что он успел изучить в Церкви, в меру своего понимания, грех это или не грех. Если это грех, то человек замирает, старается это изменить. Если это уже совершено, то кается, чтобы этого больше не было. Так постепенно всю свою жизнь выправляет в ту меру, в которую возможно. Это, конечно, является духовным сокровищем, это остаётся с ним. А тот, кто живёт рядом – его сын, внук или племянник – на это всё смотрит. Человек смотрит, как другой борется с грехом, а так как борьба с грехом – это есть добро, ему это нравится, он что-то из этого воспринимает уже с малого детства или, как мы говорим, с молоком матери. У него возникает уже некая база, опираясь на которую, он может идти дальше. Дальше вокруг него тоже будут друзья, внуки, дети и так далее. Они сделают ещё какой-то шаг. Потом в этой семье может родиться такой человек, который весьма и весьма далеко продвинется на духовном пути, тогда жизнь этого человека может таким светом озарить очень многих, не только членов своей семьи, а даже дальше, как говорил преподобный Серафим: “Тысячи могут спастись”. Почему? Потому что они в нём увидят этот свет Божий. Увидят, что он не такой, как прочие человеки, которые лаются с женой, водочку пьют, в свободное время у телевизора, потихонечку приворовывают, где можно, конечно, всех осуждают, не прямо бандитизм, а как все. А потом: “Грех или не грех?” Да что бы человек ни сделал, всё грех, даже то, как мы в храм ходим, грех. То, как мы молимся – это грех. То, как мы постимся – это грех. То, как мы читаем Священное Писание – это грех. Всё наше отношение в духовному и священному от начала и до конца грех, поэтому можно даже не спрашивать, что грех, а что не грех. Спокойно на любой вопрос мы можем всегда ответить: “Грех, успокойся”. Задача это каким-то образом изменить, если не полностью, то хотя бы уменьшить, чтобы Господь хотя бы видел, что если человек не побеждает, но старается. А то бывают парадоксальные вещи ежедневно: “Батюшка, я, конечно, редко хожу в церковь, но я стараюсь”. А в чём тогда старание? Если человек ходит раз в месяц, то в чём будет старание? В том, чтобы он ходил полтора раза? До середины церкви дошёл, а потом вернулся, тогда это можно как-то засчитать. А в чём старание? Старание ведь только в изменении. Если изменения нет, то, собственно, нет и старания. Старание в основном только в мечте. Человек мечтает: “Этот пост уже пролетел, вот сейчас будет Великий пост, вот я уже тогда”. Помечтал и успокоился. А Великий пост прошёл так же, как Рождественский, только чуть похуже. Опять ни с чем, опять грех, потому что всё дело в мечтании, а не в реальной жизни. Само это мечтание – это тоже грех. Вроде человек мечтает о хорошем, а на самом деле результата нет. Необходимо всегда иметь память о Боге, не только о себе, как бы себе сделать лучше, а всё время соотносить жизнь с Ним, потому что Христос сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Он хочет быть с нами. Мы можем на самом деле Его не отпускать из сердца и из ума. Он действительно может стать руководителем нашей жизни, это вполне возможно для каждого желающего. Помоги нам в этом, Господи!

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/
https://yoomoney.ru/to/410011444526872