И каждый был прав. В нем все перемешалось: доброта и стремление разбогатеть, ненависть к угнетателям и любовь к аристократкам, способность к выживанию и приступы апатии… Николай Некрасов был одним из тринадцати детей большого семейства. Его отец поручик был женат на Елене Закревской. Красавица из богатого дома, она влюбилась в азартного и решительного поручика и тайно с ним обвенчалась. Брак, которому так противились родители, принес ей только разочарования, а поручику – её весомое приданное. Повзрослевший сын вспоминал о матери как о жертве деспотичного отца. В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Учился Николай с натугой. И через пять лет бросил гимназию. Отец отправил сына в Петербург, в Дворянский полк - в военную школу, где муштровали будущих офицеров армии. Но Николай поступил в качестве вольнослушателя в университет на факультет филологии. Отец отрекся от него и лишил материальной поддержки.
Он оказался без жилья и без еды. Некоторое время ночевал в подвалах с нищими. Как он позже написал в своих воспоминаниях, заходил в трактир и, прикрываясь газетой, украдкой собирал недоеденный хлеб с тарелок. Чтобы выжить, Николай Некрасов подрабатывал разносчиком прессы и частными уроками. Писал заметки в газеты. С лета 1838 года начал публиковаться в журнале «Сын Отечества». А в начале 1840-х годов стал сотрудником библиографического отдела «Отечественных записок», где критическим отделом заведовал Белинский. Он воспринял поэзию Некрасова на ура. За три года вышли в свет его «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский Сборник». Нищета и бедность остались позади.
В 1842 году, на одном из поэтических вечеров, он встретил Авдотью Панаеву — супругу писателя Ивана Панаева. Она была умна, обворожительна, и Некрасов стал ее самым настойчивым поклонником. Завязался необычный любовный роман. Авдотья и Николай стали жить в доме Панаевых вместе с ее законным мужем.
Иван Панаев довольно равнодушно отнесся к такому факту, а Некрасова осуждали даже близкие друзья. «Живёт в чужом доме, любит чужую жену, ещё и закатывает сцены ревности законному мужу». Несмотря на сплетни, Авдотья и Николай не только спали вместе, но и творили вместе. В соавторстве ими написаны романы «Три страны света» и «Мертвое озеро». Как бы ни было, но в 1846 году Некрасов и Панаев арендовали у издателя Плетнёва журнал «Современник». Чтобы обойти цензуру, на должность редактора пригласили профессора университета Никитенко. Он только подписывал номер, а содержание формировали они сами и Белинский. Герцен передал редакции роман «Кто виноват?». А его жена оказала журналу денежную помощь. В журнале были напечатаны «Записки охотника» Тургенева, повесть Григоровича «Антон-Горемыка», «Сорока-воровка» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, стихи «Тройка», «Псовая охота», «Еду ли ночью» Некрасова. В «Современнике» была опубликована программа крестьянской социалистической революции, которую выработали Чернышевский и Добролюбов. Журнал стал самым читаемым изданием сороковых годов. В 1866 году «Современник» все-таки закрыли.
В 1862 году умер супруг Панаевой. Неизвестно почему, но вскоре она ушла от Некрасова и вышла замуж за молоденького секретаря «Современника». Некрасов, конечно, переживал. Утешение находил за карточным столом. По отцовой линии в его роду мужчины были заядлыми игроками. По воспоминаниям поэта, отец рассказывал: «Предки наши были богаты. Прапрадед проиграл семь тысяч душ, прадед — две, дед — одну, я — ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю». Николаю первому из всех Некрасовых удалось избавиться от рока невезения. Он почти всегда выигрывал. И иногда большие суммы. Однажды он играл в карты с богатым купцом. Тот проигрался в прах. И поставил на кон свою содержанку – Фёклу Викторову. Феклу Некрасов тоже выиграл и поселил в квартире Панаевых, ставшей его владением. Девушка была стройной голубоглазой блондинкой, с приятным цветом лица, красиво очерченным ртом и жемчужными зубами.
Имя Фекла Некрасову не понравилось. Он решил дать ей новое имя и новую жизнь. И стала она Зинаида Николаевна. Он одевал ее, как светскую даму. Дарил дорогие подарки, баловал и ласкал. Она отвечала ему нежностью, учила наизусть его стихи и восторгалась ими. Вот как о них вспоминал кучер Некрасова: «Уж так согласно жили, что и сказать нельзя... Зинаида Николаевна смотрела на Николая Алексеевича не просто как на мужа, а как на существо неземное. Этими стихами он ее в полон взял... как познакомились да он ее своей лаской пригрел — у нее только и света было, что Николай Алексеевич»… Он занимался с ней грамматикой. Нанимал для нее учителя французского языка, и она оказалась способной ученицей. Свое последнее стихотворение он посвятил Зинаиде.
Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру — моя померкнет слава,
Не дивись — и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моем, —
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Зина стала для Некрасова и любовью, и другом, и опорой. Это подтвердила жизнь. В 1875 году Некрасов тяжело заболел - рак кишечника. Два с лишним года Зина не отходила не отходила от него ни на шаг. Из Вены вызвали знаменитого профессора, чтобы сделал операцию… До его приезда Некрасов, не взирая на отчаянные протесты братьев и сестры, решил с Зинаидой обвенчаться. До церкви он уже не мог добраться. Венчание прошло в походной войсковой церкви-палатке, разбитой в зале некрасовской квартиры. Венчал военный священник. Вокруг аналоя его обводили под руки... Через неделю профессор Билльрот сделал операцию. Некрасову она не помогла. Умер он в 56 лет. После похорон братья Некрасовы устроили на квартире поспешный аукцион, хотя все, кроме ружей, было отписано жене. Она не возражала.... В первом посмертном издании стихов Некрасова его сестра Анна велела снять посвящение «3-н-ч-е» (Зиночке) к поэме «Дедушка». Зинаида Николаевна пережила мужа на тридцать восемь лет, и все эти годы не снимала траур. О ней никто не вспомнил. Лишь литературовед Евгеньев-Максимов навестил ее спустя 36 лет после кончины мужа. Вот как он записал ее слова: «Оставил мне муж кое-какие деньги. Жить можно было. Да все раздала. Просят, то один, то другой... Моложе была, работала. А теперь вот сил не стало работать — на милостыню живу... а на милостыню так тяжело жить... Никого почти не вижу. Бог с ними, с людьми-то. Много мне от них вытерпеть пришлось. Ах, жестокие, жестокие есть люди»... А ее законный супруг Николай Алексеевич Некрасов живет в своих произведениях. Любому школьнику известны его «Русские женщины», «Мороз, Красный Нос», «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» и другие произведения, вошедшие в сокровищницу русской поэзии…