Если вы родились в Советском Союзе, то вы конечно же ездили на автобусах. И я даже легко угадаю на каких: это ПАЗы, ЛАЗы и ЛиАЗЫ. Выбор разнообразием не блистал. Впрочем, был еще престижный Ikarus, на котором в основном осуществлялись междугородние рейсы. В сознание советских граждан, этот автобус часто считался чуть ли не отечественным, хотя конечно же он производился в дружественной Венгрии. Просто наша страна закупала его в таких количествах, что создавалось впечатление, будто это произведение нашего автопрома.
Ikarus, это тот случай, когда мы не просто помогли дружественной державе, разместив на ее заводах большой заказ, а еще и не ошиблись в качестве техники. Автобусы действительно были надежными, хотя ценник по сравнению с нашими отечественными, конечно, кусался. Но оно того стоило. Впрочем, без косяков не обходилось. О них сейчас расскажу.
Была такая модель Ikarus-66. Выпускать ее начали в середины пятидесятых и продолжали это делать до середины семидесятых годов. Выпускался он в городской версии, где пассажирам было разрешено находиться стоя. Вместимость автобуса 90 мест. 58 из которых стоячих.
Мотор мощностью в 145 лошадок потреблял до неприличия мало, всего 32 литра на 100 км. При этом разгоняться автобус мог до 98 км\ч и обладал удивительной плавностью хода, непривычной для наших неприхотливых сограждан. Выпускали не только городскую версию, но и междугородние и люкс класса. Практически флагманская модель… Тем удивительнее что выпущено автобусов было не так уж и много. Всего 9260 единиц. Закупали их у Венгрии ГДР и СССР. Немцы дали Ikarusу прозвище «Ракета». В данном случае это не похвала за скорость или прогрессивность, а насмешка. Автобус был очень шумным. Наши граждане на фоне родных автобусов может сильно и не обращали внимания, а в ГДР подметили.
Экономичный дизельный двигатель автобуса — это продукт партнерских отношений с компанией MAN. Надежные и совершенные, они позволяли автобусам проходить сотни тысяч километров без ремонта. Практически двигатели-миллионники.
Естественно, что со временем двигатель на автобусе меняли, в ГДР на него ставили местный движок, а сам Икарус делал другую технику. Так и вышло, что первые двигатели получились гораздо более качественными, а потом все начало скатываться в халтуру. Как результат более частые поломки и меньший ресурс хода.
Еще интересный факт: поговаривают, что именно этой модели в СССР было совсем мало. По пальцам пересчитать. Но это досужие слухи. На самом деле автобусов было гораздо больше, просто полноценное партнерство с Ikarus еще не началось, и они встречались не очень часто.