Итак, в прошлой публикации мы познакомились с путешествием Ивана Москвитина, который по одной из версий достиг устья Амура. Но даже если он его и достиг, то вряд ли отряд Москвитина продвинулся по Амуру на сколько-нибудь существенное расстояние вглубь материка. Получается, что все освоение Дальнего Востока изначально шло северным путем. Земли же, которые находились к югу, оставались просто белым пятном на карте. Например, если Красноярск был основан в 1628 году, то Иркутск - лишь в 1661 году (хотя к Байкалу отряд Курбата Иванова вышел еще в 1643! Улан-Удэ еще позднее в 1666 году. А вот Чита и Нерчинск - в 1653 году. Получается, что именно кусок между Красноярском и Читой с юга от Байкала осваивали в самом конце. То есть шли северным путем. Но понятно, что была стратегическая задача освоить и южные районы. Вот с ней и справился отряд Василия Пояркова, предоставив много ценнейшей информации о Приамурье.
Итак, после основания Якутского острога оттуда стали снаряжать многочисленные экспедиции в южные районы. Маршруты у них в целом однотипны - по правым притокам Лены подняться как можно выше, найти водораздел и спуститься в другую речную систему, которой, скорее всего, и окажется система Шилкара - Амура. Вот одну из таких экспедиций в 1643 году и возглавил Василий Поярков.
Сначала путешественники поднимались вверх по одному из крупнейших ленских притоков - Алдану. Здесь и маршрут уже был разведан, и река была крупной. Однако после Усть-Маи Алдан начинает изменять направление на юго-западное (точнее наоборот, течет на северо-восток, но путники то поднимались по Алдану, вот и получается, что шли они на юго-запад). А это абсолютно не входило в их планы, поскольку интересовало не западное, а восточное направление.
В итоге, у современного поселка Чавда отряд решил сойти уже на правый приток Алдана - реку Учур. Она вела их хотя бы в целом в южном направлении. От Усть-Маи до этого места по прямой около 280 км.
Однако затем река Учур круто поворачивает на восток, а путешественники должны были искать водораздел. Пришлось им уходить еще на одну реку - Гонам, поход по которому был очень трудным.
Пройти маршрут за теплое время года не получилось. Уж больно короткое оно в этих местах. Казаки рубят зимовье, часть отряда остается в нем на зимовку, а сам Поярков с небольшим отрядом решает перевалить Становой хребет.
Так они оказались в верховьях реки Брянты, которая является притоком Зеи - крупный левый приток Амура.
Поярков где-то силой, где-то уговорами пытался обратить дауров на службу русскому царю. Не сказать, что дело продвигалось очень быстро, но зато от дауров он получил много ценной информации об этих краях, а также о Китае и Маньчжурии.
На Зее Поярков посещает еще один поселок - Умлекан (у устья одноименной реки). Он до сих пор существует. По прямой находится в 200 км к востоку от крупной станции Сковородино. Зея в этом месте уже вовсю полноводная река.
В конце мая 1644 года к Пояркову приходит отряд, оставленный им севернее. С этими людьми по Зее он спускается к Амуру. Причем на протяжении почти всего пути враждебно настроенные местные жители не давали пристать к берегу.
В устье Зеи рубят еще один острог. Небольшую группу отправляют вниз по течению, однако они выясняют, что до моря еще очень-очень далеко и после ожесточенной схватки возвращаются в острог к Пояркову. Тот хотел было отправиться на запад в район Шилки к залежам серебряных руд, о которых ему рассказывали местные. Однако сил у отряда совсем почти не осталось и идти против течения было бы очень трудно. Тогда Поярков принимает решение все-таки сплавиться вниз по Амуру.
Во время похода ими были описаны основные притоки среднего и нижнего течения Амура, включая Сунгари и Уссури. И вот здесь я понял все-таки логику названия Шилкар. Действительно до Пояркова Амур в этой части продолжали именовать Шилкой. И лишь после впадения Сунгари он становился Амуром. После же Пояркова, На всем протяжении от Зеи до устья река стала именоваться именно Амур.
И с большой долей вероятности можно утверждать, что именно отряд Пояркова первым из русских достиг устья Амура.
Здесь они провели вторую зимовку, во время которой получили сведения о Сахалине, а также о проходе в Южные моря. Соответственно уже тогда можно было предполагать, что Сахалин - это остров. Но Поярков пошел не на юг, а на север вдоль побережья Охотского моря, описав почти все бухты. В итоге отряд оказался на уже знакомой нам реке Улье. Там он остается на третью зимовку, а следующим летом совершает ну прямо беспрецедентно быстрый переход в Якутск. Общая протяженность его маршрута составила около 8000 км.
Вот такая история. Спасибо, что дочитали до конца. Жду ваши комментарии. Вместе мы сделаем канал интереснее!