Найти тему
Техника времени

Почему новый мотоцикл "Юпитер" в СССР так и не стали выпускать

Если посчитать, то окажется, что в СССР предприятий выпускающих мотоциклы окажется больше, чем работающих над выпуском автомобилей. Связано это с тем, что автомобиль был роскошью, а передвигаться на чем-то было надо и здесь на помощь приходили мотоциклы, ставшие настоящим средством передвижения. Причем несмотря на регулирующую все и вся плановую экономику, между производителями мототехники, даже была какая-то конкуренция.

Несомненным лидером в сегменте легких и средних мотоциклов считался Ижевский мотозавод. С тяжелыми байками в Ижевске как-то не подружились. О самых знаменитых линейках завода под названием ИЖ Юпитер и ИЖ Планета я уже не раз рассказывал. Импортным Явам и ЧеЗетам они конечно проигрывали в глазах потребителя, но зато явно превосходили венгерскую Панонию, или наши отечественные Ковровцы. Да и Восход пришедший Ковровцам на смену, тоже конкурировать с ижевскими мотоциклами не мог. Приблизительно сравнимы по популярности и качеству были белорусские Мински. Если брать надежность, то они даже обходили Ижей. Но опять же это разные классы мотоциклов, так что конкуренции настоящей не было. В общем как ни крути, но основной соперник нашему Ижу была все же чехословацкая Ява.

Однако если отбросить преклонение перед всем западным, у Ижей была масса плюсов. Ну во-первых они были явно доступнее Явы. Всегда можно было найти в продаже, да и ценник не кусался. Во-вторых обе линейки и Планета и Юпитер имели по пять модификаций, выбирай что больше нравится.

Но конструкторская мысль не знает отдыха и работы над новыми моделями постоянно велись. К примеру еще в 1961 году началась разработка очередной модели мотоцикла с двигателем в 500 кубиков. Конструктивно он имел два цилиндра и вырабатывал мощность в 36 лошадок. Испытание модели начались в 1969 году. Она получила название ИЖ Д15. Главной фишкой мотоцикла стало то, что ему установили по карбюратору на каждый цилиндр, и применили раздельную смазку, это чуть ли не первый такой опыт в истории советской мототехники.

Кроме этого мотоцикл получил новую пятискоростную коробку передач. Переднее колесо оснастили специально разработанными под эту модель дисковыми тормозами. Электроника мотоцикла питалась от 12-ти вольтового аккумулятора.

Костяком мотоцикла стала дуплексная рама. Внешне мотоцикл получился очень современным. Можно даже сказать, опередил свое время. И казалось, что у модели самые радужные перспективы. Народная любовь новому Ижу была обеспечена…

-2

И тут вдруг выяснилось, что завод к серийному производству новой модели не готов. Собственно история советского автопрома знает множество таких случаев. Разработка есть, но по каким-то причинам денег сверху на модернизацию линии производства решили не выделять. В общем остались нам от ИЖ Д15 только фотографии. А жаль, он действительно шагнул в будущее. Мог стать настоящим лидером советской мототехники и как знать, возможно даже подвинул бы импортные байки с их пьедестала.