В представлении античных народов Черное море было лишь одним из звеньев целой системы средиземных морей, протянувшихся от Гибралтара до Дона. «Все это — и проливы, и расширения— носит одно общее название—Наше море... — пишет римский географ Помпоний Мела (I в. н. э.), автор первой латинской географии,-— Где море разливается, там оно получает в разных местах разные наименования. Первый из трех больших заливов Европы называется Эгейским морем. Вход во второй большой залив называется Ионийским, а внутренняя часть залива—Адриатическим морем. Третий большой залив <—это то море, которое мы называем Этрусским, а греки — Тирренским».
Как бы продолжая мысли Помпония Мелы, Плиний Старший (23—79 гг. н. э.), римский историк и географ, автор «Естественной Истории», пишет: «Четвертый из больших заливов Европы, начинаясь от Геллеспонта (Дарданеллы), оканчивается входом в Меотийское озеро (Азовское море)». Таким образом, Плиний в описываемый «залив» включает Пропонтиду (Мраморное море) и Понт (Черное море).
«Когда-то Понт называли Аксинским (негостеприимным) морем: по берегам его жили дикие племена. Затем общение с другими народами смягчило нравы здешних жителей, и море было названо Эвксинским (гостеприимным)» (Помпоний Мела, гл. XIX, кн. I )
Диодор Сицилийский (около 80—29 гг. до н. э.) сообщает следующее: «Самофраки (жители острова Самофраки в Эгейском море) рассказывают о том, что до потопа, память о котором сохранилась у древних народов, был другой потоп, гораздо значительнейший, через прорыв земли около островов Кланийских (при устье Босфора), прорыв, который образовал сначала Босфор, а напоследок и Геллеспонт» (Цит. по Л. С. Бергу (1946, стр. 230)..
Эратосфен (275—195 гг. до н. э.), ссылаясь на Страбона, считает, что Эвксинское море не имело прежде того прохода, что у Византия (то есть Босфора), но, что «те реки, которые в него вливаются, прорвали его силой своего течения, после чего вода вошла в Пропонтиду и Геллеспонт».
Плиний Старший, наоборот, видит причину происхождения Черного моря в прорыве «Океана» через Геллеспонт и Босфор. В качестве доказательства Плиний ссылается на крайнюю узость проливов и общность природных условий на их берегах, отмечая, что «с одного берега на другой доносится пение птиц, лай собак и разговор людей, и между двумя частями света (то есть Европой и Азией) можно поддерживать беседу, если только ветер не уносит слова».
Идею черноморского потопа в 1979 году поддержал болгарский геолог Петко Димитров, профессор Института океанологии Болгарской Академии наук в Варне. Впоследствии П. С. Димитров сотрудничал с американскими геологами Уильямом Райаном и Уолтером Питменом из Колумбийского университета (Проект «Древние береговые линии Чёрного моря и условия человеческого присутствия» — ДО02-337, Болгарский научный фонд). В результате известной стала именно американская теория (December 17, 1996) по которой была затоплена территория в 155 тысяч км², тогда же образовалось Азовское море. На месте Босфора образовался колоссальный водопад, через который переливалось приблизительно 40 км³ воды в сутки. Босфорский поток имел подобную мощность в течение, как минимум, 300 дней. Видимо, этот потоп и послужил основой для легенды о Всемирном потопе (вспомним, Ной высадился на горе Арарат, как раз в тех краях).
Так что, увы, никто вручную Черное море не выкапывал...