Несмотря на то, что «Человек действия» (2022) – это испанский фильм, история, показанная в нём, преимущественно развивается в Париже 60-70-ых годов. Что подано не столько как романтический сюжет, сколько как эхо всякого рода социальных потрясений и прочих «студенческих революций».
Если бы Лусия Уртубиа родился на Сицилии, то стал бы мафиози. Если бы в Милане – то налетчиком. Однако он появился на свет в Наварре, одной из областей Испании, а потому решил попробовать себя как радикальный анархо-синдикалист. Фильм 2022 года – вольная экранизация его авантюрной жизни.
Необходимо отметить, что создавший этот проект Хавьер Кальдера уже сделал себе имя благодаря умелому сочетанию элементов триллера, приключенческих фильмов и комедий. Можно вспомнить сериал «Министерство времени» или пародийный хоррор «Долина живых мертвецов».
А ещё отличительной чертой является умение элегантно вписать сугубо исторические сюжеты в не всегда серьезное повествование. По крайней мере, подобный коктейль не даст вам заскучать. Тем более что и жизнь реального Лусия была похожа на одну сплошную авантюру.
Будучи призванный в испанскую армию, что случилось уже после окончания Второй мировой войны, он занялся «промыслом прапорщиков», если быть более точным, то расхитил военный склад, после чего скрылся в Париже.
И тут у него открылся «политический уклон». Ему весьма понравилось совершать криминальные деяния во имя благих целей. Поначалу вместе с революционным боевиком Сабатой он совершал налеты на банки. К слову сказать, Сабата перед расставанием подарил Уртубиа не нож (как показано в фильме), а автомат Томпсона. С которым Лусия никогда не расставался.
Впрочем, со временем он пришел к выводу, что имеются более безопасные способы нанести урон капиталистической системе. Как некогда пел Владимир Асмолов: «И мы не грабим банки как ветреные янки, у нас с законом легкий флирт». В данном случае, начав с производства поддельных документов, он перешел на фальшивые доллары.
В этой части фильм превращается в подобие ироничного триллера «Поймай меня, если сможешь»(2002). Различие заключается лишь в том, что персонаж Ди Капиро был аферистом во имя собственного удовольствия, а Лусия рассматривал свои аферы как разновидность экспроприации.
В итоге он всё-таки смог пошатнуть банковскую систему. Уже в 70-ые годы он произвел несколько тысяч фальшивых дорожных чеков, чем изрядно побеспокоил правление американского «Ситибанка», который являлся флагманом транснациональной финансовой корпорации.
Впрочем, есть в предложенном фильме некая уловка. Можно даже сказать, криминально-политическая лукавость, которая заставляет вас думать, что капиталистическую систему можно лишь кинуть, но нельзя победить как таковую. В противном случае было бы удивительно, как подобный фильм был создан «Нетфликсом».