Найти в Дзене
Т-34

Ему были поручены «заграничные путешествия». Герой Советского Союза Юрий Петелин

Есть в пятидесяти километрах от Красноярска в поселке «имени 13 борцов» стекольный завод. Возле этого завода немало выросло дружных крепких ребят. В этом поселке рос в рабочей семье и Юрий Петелин.

Музыкант, отличный футболист и лыжник, студент скромного водного техникума. Кто думал тогда, что Юрий станет прославленным советским ассом? Мечтой был аэроклуб и безобидная учебная «уточка».

Ну, что ж, он дождался дня, когда ушел в первый самостоятельный полет. Мир сразу стал больше выше. Но где-то там «на потолке» мечты проплывали тяжелые боевые воздушные корабли. Он был хорошим комсомольцем, этот юный летчик.

Юрий Петелин родился в 1920 году. После учебы в техникуме и аэроклубе ушел добровольцем в армию. Отлично кончил школу. Работал летчиком-инструктором и в первые же месяцы войны уехал на фронт.

Выдержка, хладнокровие Петелина были замечены командованием.

— Этот юноша пригоден для дальних и долгих боев, — сказал командир.

И Петелина назначили в авиацию дальнего действия. Ему были поручены «заграничные путешествия». На машину поставили дополнительные баки с бензином, подвесили бомбы. На высоте пяти километров в сплошной облачности Петелин вел свой самолет к цели. Целью были военные заводы Кенигсберга.

Не отрываясь, летчик следил за приборами. Сотня за сотней покрывались километры, давно уже остался позади фронт. И вот, наконец, Кенигсберг — внизу. Немецкая противовоздушная оборона неистовствовала. Петелин пошел на боевой заход среди сплошных разрывов. Первая серия бомб устремилась вниз, сквозь тучи вверх вырвалось бледное пламя, потом появились красные языки пожаров. В этой «иллюминации» Петелин второй раз положил машину на боевой курс.

Еще несколько визитов в Кенигсберг сделал Петелин со своими товарищами, разбомбил Данциг и потом специализировался на столицах немецких «союзников». После Кенигсберга и Данцига пришла очередь Будапешта. Погода была неважной, все время шли в грозовых тучах, но хорошим ориентиром для летчика служил Дунай, а город был уже «иллюминован» товарищами Петелина, прилетевшими раньше. Гитлеровские «союзники» не ожидали посещения советских летчиков. Зенитная оборона была дезорганизована. Прожекторов не было. Зенитные орудия Венгров доставали только до трехкилометровой высоты. Это была красивая точная бомбежка.

Затем настала очередь Бухареста. Обнаглевшие румыны и не думали о возможном налете советских бомбардировщиков. Город был освещен. Оборона молчала. Только когда экипаж Петелина полностью разгрузил машину над центром Бухареста, был выключен свет. Но через несколько минут город осветился снова. Пламя пожаров озарило улицы, площади, заводы, дома.

Над многими вражескими городами побывал Петелин. Но с тем большим нетерпением и с тем большей тщательностью готовился он к налету на Берлин. Логово Гитлера должно было узнать силу бомбовых ударов советской авиации. Были проведены все расчеты времени, подсчитан каждый килограмм горючего, осмотрены все детали самолета.

Светлой, ясной ночью машины подошли к Берлину.

Огромный серый город был хорошо виден с высоты.

Прожектора обороны заработали сразу со всех сторон, и сразу же ударила артиллерия всех зенитных полков, защищавших фашистскую столицу. Ловкими противозенитными маневрами Петелин уходил из-под обстрела. Его ловили и поймали сразу несколько прожекторов. На нем, на его самолете сошелся огонь десятков орудий. И снова противозенитный маневр, еще один, еще и снова наступила темнота, всегда желанная для ночного бомбардировщика...

В эту ночь советские летчики «дали жизни» берлинцам. Ни расстояние, ни грозная оборона не спасли немецкую столицу от удара. Это был хороший ответ на попытку бомбить Москву и Ленинград.

В январе 1942 года Юрий Петелин был награжден орденом Красного Знамени. В годовщину Отечественной войны 22 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоил Юрию Николаевичу Петелину звание Героя Советского Союза.

Наградной лист о представлении к присвоению звания Героя Советского Союза старшему лейтенанту Петелину Юрию Николаевичу, командиру звена 98-го авиационного полка 52-й авиационной дивизии дальнебомбардировочной авиации. Даты подвига: 21.01.1942. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к присвоению звания Героя Советского Союза старшему лейтенанту Петелину Юрию Николаевичу, командиру звена 98-го авиационного полка 52-й авиационной дивизии дальнебомбардировочной авиации. Даты подвига: 21.01.1942. Источник: pamyat-naroda.ru

Одной «заграницей» не исчерпывается боевая деятельность Юрия Петелина. В зимнюю кампанию 1942-43 гг. он героически защищал Сталинград, громил тылы и подходы немецких резервов, в дни наступления бомбил вражескую оборону и приобрел заслуженную славу хладнокровного acca бомбардировщика. О точности и силе бомбежек Петелина много раз писала наша печать.

А потом снова дальние боевые полеты, снова «заграница».

За время войны пять раз машина Петелина, подбитая в боях, опускалась на землю. Два раза он прыгал на парашюте на вражеской территории. Один раз самолет Петелина загорелся и обгоревший летчик месяц провел в Калужском госпитале. Много раз он приводил на аэродром свою боевую машину, на которой, как говорят, не было живого места — так ее уродовали снаряды вражеских зениток.

О последних, своих боях Петелин писал к себе в школу: «Простите, что долго не отвечал, было некогда. Мы, как авиация, которая любит такие цели, как фашистские эшелоны, склады, войска, действовали по резервам немцев, работали здорово и сорвали назначенное Гитлером наступление. А когда 5 июля немцы перешли в наступление, мы набросились на их передний край и дали здесь фрицам прикурить».

Сейчас Петелин — майор гвардии, командир эскадрильи. Таков путь этого скромного сибирского комсомольца, веселого, озорного школьника, товарища и друга прославленных Героев Советского Союза Иннокентия Герасимова, Кашубы, Тотмина.

Все время он не порывает связи с комсомольцами тыла. Еще в 1941 году хабаровские комсомольцы прислали ему личный самолет, на котором он долго поддерживал честь сибирского и дальневосточного комсомола.

В поселке, где он родился и жил, часто вспоминают о нем. Героические традиции первых сибирских большевиков бережно охраняются здесь, и старики, узнавая про новые подвиги Петелина, говорят немногословно:

— Ну, что ж, — наш! От девятьсот пятого года до нынешних дней немало мы вырастили орлят.

В семье Петелина ждут с победой. Мать героя сейчас выдвинута на работу председателем исполкома поселкового совета. Товарищи его, кто на фронте, кто в тылу, боевыми делами заслуживают честь оставаться его друзьями.

(1943)