Найти тему
HISTORY UP

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ИКОНЫ

Икона "Ангел Хранитель с деяниями", 1792 г.
Икона "Ангел Хранитель с деяниями", 1792 г.

Судьба старообрядчества - это одна из самых трагичных страниц русской истории. Не смотря на весь гнет, который выпал на долю верующих людей, они смогли сохранить свои ценности, иконы, книги и верование и по сей день.

В середине XVII столетия патриарх Никон провел реформу, целью которой была унификация русских церковных обрядов и книг с греческими. Часть мирян и духовенства отвергли изменения, увидев в них признаки ереси.

Реликвии старообрядческой церкви веками хранили в тайне, передавали из поколения в поколение. Большинство старинных икон находятся не в российских музеях, а в частных семейных коллекциях, либо были вывезены за границу.

Люди горели на кострах, умирали за веру, и едва ли могли подумать, что в XXI веке старообрядчеством начнут интересоваться вновь.

Однако исторических памятников в открытом доступе совсем немного. Огромное значение в сохранении наследия, а именно старообрядческих икон, играет деятельность Л.И. Вольфсона, Г.В. Лепса (Лепсверидзе). Певец более 20 лет собирает иконы и позволяет демонстрировать их на музейных выставках.

Икона "Душа чистая", середина XVIII в. Собрание Л.И. Вольфсона
Икона "Душа чистая", середина XVIII в. Собрание Л.И. Вольфсона

Икона "Душа чистая" - аллегорическое изображение душевной чистоты в виде девице в царском венце, повергшей дракона и связавшей льва (символ человеческих страстей).

Икона "На реках Вавилонских", конец XVIII - начало XIX в. Собрание Л.И. Вольфсона
Икона "На реках Вавилонских", конец XVIII - начало XIX в. Собрание Л.И. Вольфсона

Икона "На реках Вавилонских" - иллюстрирует текст 136-го псалма о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре.

Икона "Образ всех святых российских чудотворцев", первая четверть XIX в. Собрание Г.В. Лепсверидзе
Икона "Образ всех святых российских чудотворцев", первая четверть XIX в. Собрание Г.В. Лепсверидзе

Икона "Образ всех святых российских чудотворцев" - образ включает изображение около 200 подвижников, имевших общецерковное и местное почитание в России до середины XVII века.

Икона "Архангела Михаила в предстоянии Спасу Эммануилу", конец XIX в. МГОМЗ
Икона "Архангела Михаила в предстоянии Спасу Эммануилу", конец XIX в. МГОМЗ

С момента возникновения раскола церковь и государство усиленно боролись с приверженцами старой веры. Только в 1905 году был издан высочайшие указ "Об укреплении начал веротерпимости", согласно которому раскольников стали именовать старообрядцами.

Икона "Воскресение Христово", 1812 г., Москва. Иконописец - Иванов Гурий (Государственный музей истории религии)
Икона "Воскресение Христово", 1812 г., Москва. Иконописец - Иванов Гурий (Государственный музей истории религии)

Икона "Воскресение Христово" - представляет собой иллюстрацию к тексту церковного песнопения - кондака часов Св. Пасхи и Светлой седмицы (фрагменты написаны вязью на полях).

Икона-врезок, начало XIX в. МГОМЗ
Икона-врезок, начало XIX в. МГОМЗ

Икона-врезок "Деисус: Спас Вседержитель; Богоматерь; Иоанн Предтеча, с Господом Саваофом, солнцем и луной".

Сейчас старообрядцы проживают практически во всех регионах России - в крупных городах и небольших селах, в уединении в Сибири и на Урале.

Не смотря на отличительный жизненный путь, старообрядцы - это люди, для которых сохранение древнего православия стало ведущим жизненным принципом!