Кредо Сергея Ивановича Танеева - полифония как основа композиторского метода. Казалось бы, за что бороться? Эта идея отжила еще в эпоху барокко.
А вот он всю жизнь боролся за утверждение этого принципа. Думается, что замысел Танеева - не в умозрительном соединении мелодий, не в "подкидывании работы" для музыковедов, он иной.
В кантате "Иоанн Дамаскин" есть три ярких темы - цитата, хорал "Со святыми упокой" и две авторские темы фуг: "Иду в неведомый мне путь" и "В тот день, когда труба".
Удивительным образом композитор сочетает звучание мелодий "Со святыми упокой" и авторские темы фуг в конце 1 и 3 части. Вместе они звучат грандиозно, монументально, пробирает даже неподготовленного слушателя.
А если заглянуть дальше?
Вместе звучат не только мелодии, но и слова.
В первой части:
"Иду в неведомый мне путь,
Иду меж страха и надежды
Мой взор угас, остыла грудь" и
"Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего"
А в третьей:
"В тот день, когда труба вострубит мира преставленье" и
"Со святыми упокой, Христе..."
Соединяются не мелодии, а смысл этих слов. Не музыкальные темы, а противоречия жизни сливаются и обретают гармонию и примирение. Именно поэтому музыка Танеева пронизывает глубиной содержания - она лишь просит быть чуткой.
Исполнение - Российский национальный оркестр и Московский камерный хор, дирижер - Михаил Плетнев