Найти в Дзене
Заметки логопеда

Причины нарушения речи

Оглавление

Когда родители сталкиваются с признаками задержки речевого развития (ЗРР) у них возникает вопрос: «Почему мой ребёнок до сих пор не говорит/ плохо говорит?»

И мало кто знает, что причин и факторов, влияющих на развитие речи, очень и очень много.

Чтобы было более понятно, разделим их на причины, вызывающие ЗРР во время беременности (и родов) и причины, вызывающие ЗРР после рождения.

Беременность и роды:

  • гипоксия плода;
  • внутриутробное инфицирование;
  • гидроцефалия;

При гипоксии и внутриутробном инфицирования часть клеток головного мозга погибает, а между оставшимися не формируются новые связи. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, нарушается либо восприятие речи, либо ее воспроизведение.

При гидроцефалии происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Ребёнок может понимать обращённую речь, но из-за отсутствия связи между речевыми зонами, не иметь возможности отвечать.

  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна. При данном заболевании размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Также наблюдается слабость мышц губ, языка и челюсти.
  • недоношенность;
  • родовая травма или стремительные роды;
  • аномалии развития артикуляционного аппарата ( волчья пасть, заячья губа, недоразвитая нижняя челюсть).

Я всегда уточняю у обращающихся за помощью мам, как прошли роды. Это играет огромную роль! У мам 5 из 6 детей с речевыми нарушениями роды были стремительные, либо экстренное кесарево сечение. 

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекции ( менингит или менингоэнцефалит);
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • двуязычные семьи; 
  • сильный стресс или серьёзные травмы.

Каков же прогноз? 

При серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и социализации.

При своевременной диагностике и правильной коррекции все проблемы нивелируются. 

Для развития речи крайне важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, НЕ ИСКАЖАЯ язык (без сюсюканий), читать книжки, объяснять, что происходит вокруг.