Найти в Дзене
Стакан молока

Незабываемый концерт

Окончание воспоминаний о гастролях Александра Михайлова в Братске // На фото: Александр Михайлов
Окончание воспоминаний о гастролях Александра Михайлова в Братске // На фото: Александр Михайлов

…В гримёрку зашла работник концертного зала Братск-Арт, и сказала, что операторы готовы репетировать. Александр Яковлевич взял меня с собою, сижу на первом ряду, в зале тысяча мест, а я пока единственный зритель. О Боже! Пресвятая Богородица! Это со мною происходит? Да, отчётливо понимаю, что именно со мною, но всё одно не верится, таков человек.

И вот уже выставлены микрофоны, помогаю вытащить на сцену столик, а Александр Яковлевич читает стихотворение «Поставьте памятник деревне»; а вот на большом экране появляются кадры, где корабль идёт при огромном шторме, и вот, кажется, что корабля не видно совсем, а он снова выплывает из огромадной волны, и на корабле работают матросы, а Александр Яковлевич поёт песню: «Там, за туманами».

Вы читаете окончание. Начало здесь

Что-то не так пошло со звуком, но оператор быстро устраняет это. Я знал все стихи, которые читает артист, слышал почти все песни, да и диск песен был мне передан, а я, слушая эти песни, плакал. Заранее знал, что буду плакать. Это состояние трудно объяснить словами, да, наверно, и не нужно, дорогой и умный читатель всё поймёт без слов.

И вот уже огромный зал полон братчанами, и где-то в этом зале сидит Настенька, внучка Анисьи, а, стало быть, родственница Александра Михайлова. Когда хоронили Анисью, я узнал, что Настя работает медсестрою, у неё какая-то, прямо из сказки, добрая улыбка. Думалось мне тогда, что повезло больным, где работает этот добрый человек.

Свет погас, и мы смотрим кадры из фильмов: «Любовь и голуби», «Мужики», «Одиноким предоставляется общежитие»… После кадров из любимых фильмов вышел на сцену Александр Яковлевич, зал взорвался аплодисментами. Я же в эти минуты думал, что если даст Бог, напишу об этом, и тот, кто любит артиста, может быть прочтёт этот материал, и, хочется верить, что тем людям станет хорошо на душе.

Со сцены звучали стихи Александра Пушкина, Николая Рубцова, Василия Белова, Николая Мельникова… Читая стихи Николая Мельникова, Александр Яковлевич сказал, что поэта убили, очень взволнованно рассказал о поэме «Русский крест». Я же вспомнил книгу Николая Мельникова «Русский крест», мне подарили её в нашем храме. Запомнился рассказ «Дурная деревня», повести «Щепки», «Сопрано». Воистину великая книга о многострадальном нашем народе. Вечная память Николаю Мельникову!

Вдруг народный артист взял со стола лист бумаги и прочёл стихотворение о Донбассе неизвестного автора. Там есть строка – «Почему молчали о Донбассе». Во время исполнения стихотворения Александр Яковлевич сильно разволновался, руки его дрогнули и на какое-то мгновение он замолчал. Братчане поддержали любимого артиста громкими аплодисментами.

А дальше прозвучали песни в исполнении Александра Яковлевича «Конь вороной», «Там, за туманами», «Калина красная», «Домик у дороги», «На дальнем берегу», «Монастырь», «От героев былых времён» и песня, которую написал Михаил Муромов, я не слышал её ранее, посвящена она нашим солдатам. На экране были лица наших ребят, воюющих ныне. Зал встал и долго, долго аплодировал.

В конце концерта Александр Яковлевич вдруг сказал:

– Я сегодня день и вечер провёл с вашим земляком Анатолием Казаковым. Встань, Толя.

Я поднялся с места, очень волнуясь. Знаменитый актёр ещё что-то говорил, но от волнения я всё позабыл.

На сцену выходили братчане, говорили тёплые слова любимому актёру.

Запомнился ещё эпизод, который рассказал актёр со сцены:

– Стою на остановке. Проходит мимо одна женщина, потом она вернулась, пото опять пошла, вернулась, и так несколько раз. И вдруг спрашивает:

– Ты – Михайлов?

– Да!

– А почему такой старый? В фильме «Любовь и голуби» вон какой бравый был.

– Так фильм снимали сорок лет назад.

Зрители после этого рассказа долго смеялись.

Концерт закончился песней «Монастырь», там есть такие слова: «Плачет русский монах в белом монастыре. И по-русски поёт братский хор». Надо же, думал я, и мне наш хор «Русское поле» доверил эту песню солировать! Справлюсь ли, шибко волнительно всё на белом свете.

Иду в гримёрку, увидел внучку Анисьи, Настеньку, они стоят в обнимку с Александром Яковлевичем. Обнялись и мы, много наших дорогих братчан подходило к артисту, говорили, то, что хотели сказать. Трогательно всё это было видеть. Великий артист поговорил с каждым, и, когда люди разошлись, видя, как Александр Яковлевич устал, засобирался и я. А он вдруг:

– Толя! Подожди! Смотри, сколько конфет, возьми себе хоть часть, всё равно раздам.

Я было стал отказываться, но Александр Яковлевич уже накладывал в мою сумку конфеты. Ну вот, вёз книги, обратно повезу конфеты. Обнялись. Сколько всего в русском человеке, вовеки веков не объяснишь. Я рос без отца в холодном бараке с мамой, и на мгновение мне показалось, что меня обнимает родной отец... На пороге гримёрки обернулся, поклонился по-русски в пояс, вижу и Александр Яковлевич поклонился…

Прошло уже больше месяца со встречи с народным артистом Александром Яковлевичем Михайловым. В моей душе время от времени звучат песни, которые пел артист.

Настал день двадцать второго декабря двадцать второго года. На репетиции родного народного хора солирую песню «Монастырь». На Рождество Христово мы будем её исполнять в родном доме культуры «Транспортный строитель».

Репетиция прошла, иду по посёлку Гидростроитель. Мама моя родилась на Рождество Христово, а десятого декабря был ровно год со дня её ухода. В этот день мы ездили с батюшкой Георгием, женою Ирой, двоюродной сестрой Леной и тётей Машей на погост, и священник совершил над могилкой мамочки литию.

Всё сделали, как положено. И снова в душе моей звучит голос Александра Яковлевича Михайлова:

Занимается день. Монастырь над рекой –
Заходи, путь открыт, вход отверст!
А на сердце такой почивает покой,
Что я вижу за тысячи верст:
Как лампады горят и горят в алтаре…
Телом здесь, а душой в небесех
Служит старец монах в белом монастыре
И Спасителя молит о всех…

Дорогие мои читатели, любите Россию! Низкий всем поклон!

Project: Moloko Author: Казаков Анатолий

Начало очерка здесь

На фото: Автор очерка, писатель Анатолий Казаков и народный артист Александр Михайлов. Фото предоставлено автором
На фото: Автор очерка, писатель Анатолий Казаков и народный артист Александр Михайлов. Фото предоставлено автором

Ещё рассказы этого автора здесь и здесь и здесь

Серия "Любимые" здесь и здесь