Пожалуй самым известным и возможно даже лучшим заводом Советского Союза, на котором выпускали грузовые автомобили, был завод имени Лихачева. Поспорить с этим мог наверное только Горьковский Автозавод.
Вот вы думаете это КАМАЗ начал выпускать первые бескапотные грузовые автомобили? Нет, первые подобные автомобили пошли в серию на Минском заводе под маркой МАЗ. Но в это же время на заводе ЗИЛ собрали опытные бескапотные грузовые автомобили. Причем совершенно без оглядки на продукцию МАЗа. Минские грузовики появились в 1963 году, а на заводе ЗИЛ прототип среднетонажного грузовика был готов в 1964 году. Он должен был встать в одни ряд с МАЗ-500 и Колхидой из Кутаисси.
Однако сверху было принято решение, что бескапотников стране хватает, тем более что уже и на Горьковском заводе успели подготовить ГАЗ-66. В общем проект завода ЗИЛ был убран на дальнюю полку.
Достали его в следующий раз уже в 70х годах. Планировали выпустить тяжелый грузовик ЗИЛ-170. Но этот проект достался новому Камскому Автозаводу. И известен под маркой КамАЗ.
В очередной раз к идее бескапотника на заводе имени Лихачёва вернулись уже после развала СССР в середине 90х. Позиции у завода тогда были достаточно шаткими, рынок активно завоевывали иномарки. В условиях слабого финансирования работы над новой моделью продвигались очень медленно. И новый ЗИЛ-Э4362 увидел свет только в 2002 году.
Конечно в это время избежать зарубежных заимствований уже было нереально. Поэтому кабина нового грузовика была китайской, а мотор белорусским. Однако все остальное, свое, родное. Шасси взяли от своего же ЗИЛ-130. Коробку передач поставили смоленского производства. В Рязани сделали ведущий мост, в Ярославле тормозную систему, в Калуге систему ABS. С миру по нотке так сказать. Белорусские двигатели решили брать дизельные на 151 лошадиную силу.
И все могло бы быть наверное хорошо, но земля в Москве оказалась дороже перспектив какого-то автомобильного завода. Руководство ЗИЛ под влиянием сверху сдавало позицию за позицией приближая завод к краху. Так что возрождения легендарного советского завода не произошло. ЗИЛ-4329 хоть и прошел сертификацию в 2010 году, не стал той палочкой выручалочкой, которая могла бы спасти положение завода.
С выпуском модели опоздали минимум на 10 лет. Если бы она появилась хотя бы к 2000-му году, какие-то шансы могли бы быть, но в 2010 на рынке уже полностью властвовали импортные грузовики подобного класса, и ЗИЛ-4329 оказался не востребован.
Если вы встречались с грузовиком ЗИЛ-4329, расскажите свои впечатления о нем!