Все мы знаем, что в любой ситуации человеку даётся выбор и это не зря, и не просто так. Прежде всего, для прокачки самостоятельности и ответственности, в основе которых заложено сепарирование от любых значимых людей, а также осмысленность своего пути с выводами об уроках и осознанность при включении в выполняемые действия.
Разберём два базовых варианта выбора, которые напрямую влияют на мотивацию в учебной или трудовой деятельности, а значит, влекут по итогу к совершенно полярным изменениям личности.
Вариант 1. «Деятельностная модель для достижений человека»
Возлагаемая на себя роль: взрослый.
Хозяин модели: сам обладатель.
Цель: достижение результата.
При этом возникающие на пути страхи – это друзья, которые помогают понять себя ещё лучше, так как они демонстрируют те желания и потребности, которые пока не реализованы. Их нужно разгадать, построить план для их осуществления, страхи при этом исчезнут сами, потому что в них не будет необходимости.
Внешнее (люди и обстоятельства) ещё больше мотивируют на действия и достижения, выражаясь в виде стимулов для человека.
Модель действий представлена в виде треугольника «Надо!»
Формула модели: интерес + потребность + образ себя с осуществимой мечтой + активность + мотив действий + выработка способов достижения + саморегуляция (самоанализ, самооценка по выработанным критериям, самоорганизация, самоуправление, обращение за помощью и её принятие по необходимости) + благодарность = достижение результата.
Вариант 2. «Уклоняющаяся модель для избеганий человека»
Возлагаемая на себя роль: ребёнок.
Хозяин модели: другие люди в виде значимых взрослых или эмоции, мысли и действия деструктивного порядка самого человека.
Цель: избегание какого-либо результата.
При этом возникающие на пути страхи – это помощники в доказательстве своей беспомощности перед другими, выступают в виде мощных внутренних сопротивлений как вторичных выгод («И так сойдёт», «А вдруг хуже будет, лучше оставить так, как есть», «Не получится»).
Внешнее (люди и обстоятельства) выступают спасателями, на них можно перевести свои желания, затаив обиду, или «завиноватить» в случае того, что не получается достичь цели.
Модель действий представлена в виде треугольника «Не сейчас» или «Потом».
Формула модели: интерес + потребность + образ себя с осуществимой мечтой + пассивность + хитрость или лень + манипуляции с перекладыванием ответственности на другого + мотивация избегания + выработка способов избегания = закрепление в позиции избегания для других дел.
Какой модели придерживаетесь вы? Безусловно, первый вариант самый лучший, но, если у вас второй, то есть повод проанализировать – какой элемент в структуре действий вашей личности «западает» и его воссоздать вместе с психологом.
Желаю вам удачи и успехов в свершениях!
Отправной точкой являетесь именно вы, а психолог – это проводник в мир намеченного.
Ваш психолог, Катерина Агафонова
Автор: Агафонова Екатерина Анатольевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru