Отклик на просмотр и обсуждение фильма "Осенний марафон" в некотором контексте фильма "Плезантвиль".
Перед просмотром фильма "Осенний марафон" возникла какая-то мысль об их сопоставлении, за которую интересно потянуть, как за ниточку.
Если "Плезантвиль", на мой взгляд, был вполне оптимистичным фильмом о взрослении подростка, переходе его из одного состояния в другое, и вообще об изменениях, которые могут быть как в лучшую сторону, так и в худшую, то "Осенний марафон" – это фильм о "плезантвиле", который не состоялся.
Главный герой "марафона" оказывается не способен сделать выбор и решить, чего же он хочет. Единственное, чего он мог бы хотеть - перевести интересного ему автора - он теряет. Отношения с женой лишены страсти и сексуальности. Она для него скорее "мама", что показывается в начале фильма, когда он будит жену, чтобы сообщить, что он пошел на пробежку. Когда отношения с женой становятся "мама-ребенок", естественно срабатывает "табу на инцест" и для удовлетворения сексуальных желаний обнаруживается молоденькая машинистка.
При этом между женой и любовницей начинается отдельная "игра" в "я есть", в которой любовница звонит и дышит в трубку, пытается перешить пришитую не той ниткой пуговицу (конечно жена заметит, что пуговица пришита не так, как это сделала она), навязывает модную куртку в подарок и пр. В этом есть и доля садизма, потому что любовница знает, что мужчине при этом придется врать и изворачиваться, а жене будет больно.
Мужчина же стремиться быть всем удобным, как маленький мальчик, которого отругала мама за то, что он ей не помог. Он не может выйти за пределы этого поведения. Он пытается быть удобным для всех, кто его просит о помощи или участии. Как будто, если он не поможет, то его сразу обвинят в том, что он плохой. Возможно, каждый раз, когда он отказывает в помощи он сам себя и обвиняет в собственной плохости, и это для него невыносимо.
Такой жизненный принцип наглядно демонстрируется в сцене с дочерью, когда он уговаривает ее повесить непригодные ей шторы в её доме и звучит: «ну сделай, тебе что, трудно что ли?». Для него не понятно, как можно отказать человеку в просьбе сделать то, что для самого героя не нужно, не удобно или не важно, а для его дочери это возможно. Поэтому дочь отказывает. Ей не подходит предложенное и она отказывается, сталкиваясь с непониманием и со стороны отца, и со стороны матери. Отец же так отказывать не умеет, мать к таким отказам не привыкла и для нее такой отказ из ряда вон выходящее событие. Герой же живет по своему принципу, устремляясь туда, куда его тянут прямо сейчас, без оглядки на то, чем он занимался только что, и, что важнее, уверенный, что ему «не трудно». И окружает себя людьми, которым нужно, чтобы по их требованию он, забыв обо всем, «бежал и делал». Отыгрывал сценарий отношений, который пытались выполнить брат и сестра из «Плезантвиля», но не смогли.
Возвращаясь к метафоре мальчика. Мальчик играл в песочнице - позвали играть в пятнашки, начали - позвали в футбол, из футбола вызвали в «войнушку»... Но этот марафон все-таки "осенний", герой не молод, возможно, раньше ему хватало сил на такое «беличье колесо», но сейчас он уже не вытягивает.
Единственным моментом, когда проявляется что-то похожее на пробуждение, была травма ноги, причинившая боль. Здесь был срыв на подруге – переводчице и на студентах, плюс неказистая попытка исполнить что-то перед начальником. Но, как только он оказывается в привычной ситуации "жена-телефон-любовница" - становится ясно, что он так измениться не может. Изменения героя не произошло. Две очарованные им женщины сменились двумя разочарованными в нем женщинами. И он снова «готоф» бежать с датским профессором...
Возможно, через несколько дней или недель все они вернуться к этой привычной игре в жизнь, безусловно наполненной действиями и переживаниями. В идеале для героя, игре четко структурированной по времени с отметками по будильнику, как серии телешоу "Плезантвиль", только в реальности.
Конечно, разорвать этот порочный круг можно. И герои фильма могут это сделать, но до конца не хотят. Они надеются, что тяжелое решение примет кто-то другой, а не они, и поэтому возвращаются в исходную точку.
Совсем скоро игра для всех них будет резко изменена извне, а общество, состоящее из таких высокообразованных, но замотанных в свои игровые сценарии людей, ничего не поймет и не сможет остановить наступившее изменение или даже примет его с восторгом, поначалу. Кто-то принял решение, теперь игра будет другая. Их мирок сожмется до сериалов, таких как "Плезантвиль", только цветных.
==
Олег
==
- Киноклуб в ВК: https://vk.com/kinoklub21
- В инстаграм: https://www.instagram.com/kinoklub21/