Найти в Дзене
"Между нами, дикарями"

«Из жизни белок»: что вижу-2

Бобрый вечер, дорогие читатели!
Не слишком веселую часть запланированного напишу в другой день, а сегодня предлагаю рассмотреть некоторые вопросы, на которые вы обратили внимание в комментариях к предыдущей статье.

Итак, любимый чай заварен (кроме пельменей, пижонских носков и шарфов, Крокодил ещё страсть как чтит чай, особенно черный пу-эр), так что можно и за дело взяться!

Еще раз всех поздравляю с Рождеством, благодарю всех за подарки и надеюсь, что эта статья не оставит вас разочарованными.

Итак…

Вадим Никаноров сказал (некоторые слова заменяю на аллегории сами понимаете в каких целях, но на смысл это не влияет):

«сейчас уровень «вестерн»-пропаганды свалился ниже плинтуса, т. е. это превратилось в откровенную ложь и подтасовки (Джордж Оруэлл просто отдыхает). Подобное может быть эффективным в краткосрочной перспективе, но не более.
Мне вообще это напоминает либер-панику – в ход пустили все самые подлые приемы не задумываясь о последствиях !!»

Насчет краткосрочной перспективы согласен, хотя в условиях современности, когда люди ощутимо отупели, эффект может быть несколько пролонгированным. Думаю, в 80-х эффективность такого подхода была бы намного ниже.

Однако я хотел бы обратить внимание на одну закономерность, пример которой приведу ниже. Согласно оной, предельная тупость и деградация пропагандистских приёмов является своего рода высшим достижением пропаганды, имеющей своей целью выращивание сектантов.

В одной из ранних статей я писал, что конечная цель подобной пропаганды состоит не столько в том, чтобы убедить человека в правдивости тех или иных картин, сколько в том, чтобы человек сам начал галлюцинировать картинами подобного рода, лишь время от времени получая подпитку извне.
Искренне надеюсь, что алгоритм на сочтет картины Федерико Андреотти аморальными.
Искренне надеюсь, что алгоритм на сочтет картины Федерико Андреотти аморальными.

Наблюдая за местными сектантами (да и за неместными тоже) и за тем, как с ними работают их лидеры, могу сказать, что пропагандистская динамика там носит весьма специфический характер.

Изначально я, наивный, предполагал, что увижу нечто похожее на то, что можно было наблюдать в различных эзотерических, оккультных, религиозных и просто шизотерических кружках, которые тоже в свое время привлекли мое внимание.

Мол, начнут люди с условной простоты, а потом уйдут в глубины того или иного качества. Однако даже у шизотериков всё оказалось намного обстоятельнее, не говоря уже об оккультистах.

Кстати, именно тогда высветилась одна из черт, отличающих, скажем, нормального религиозного христианина, от христианина-сектанта (то же самое касается и прочих религий и не только религий: политические течения тоже попадают в эту группу).

Итак, в норме добротный адепт чего-либо всегда движется от простого к сложному. Не добротный, но нормальный адепт – не движется вовсе, удовлетворяясь неким условным «курсом молодого бойца», с которым идет по жизни.

Сектант же – птица особая! У него всё непросто, у него всё, извините, через седалищный нерв!

-3

Выглядело это так: в свои тенета будущего сектанта заманивают нехитрыми речами с претензиями на какую-то простенькую философию. Поскольку большая часть населения с философией знакома примерно никак, то простенький вариант – самое то! Меньшинство же ловцов душ никогда не интересовало ибо, простите за каламбур, мало того, что его мало, так оно еще и плохоуправляемое + вопросы задать норовит, ответить на которые лидер (чаще всего, сам далеко не философ) обычно не в силах.

Однако претензия на философию, открывает перед неофитом какие-никакие двери в неведомое, за которыми ожидается нечто прекрасное. В принципе полный порядок.

Далее начинается вторая важнейшая фаза, в рамках которой идет то самое накачивание сознания нужными образами и обработка оного в режиме «вопрос-ответ» причём вопросы за неофита обычно задаёт лидер и он же на них отвечает.

Если сие действо правильно подать, то в конце этого псевдодиалога, неофит еще и, кивая головой, радостно «Аминь!» кричать будет.

Ничего нового в этой технологии нет и она была обкатана еще, наверное, при шумерском Царе Горохоррапи.

Итогом такой шлифовки становится то, что, с одной стороны, идёт мощная промывка мозгов, сиречь внедрение нужной хозяину мифологии, а с другой (что, возможно, еще важнее) – на порядок снижается способность к анализу, а синтез и вовсе оказывается где-то за пределами возможного.

Вот на этой стадии неофит и превращается в сектанта.

Не знаю, что там за процессы происходят в его полушариях, но, предполагаю, что идут какие-то физиологические изменения, ибо после окончания такой терапии человек уже почти потерян.

-4

Я говорю «почти», поскольку традиционно оставляю небольшой процент на то, «что и не снилось нашим мудрецам», но примеров восстановления мышления я не видел и не слышал о таковых, хотя попытки восстановления предпринимались многократно.

Бывших сектантов, как и бывших наркоманов не бывает.

В статье о личном мифе я писал, что если переместить человека из одного мифического пространства в другое, то он изменится. Может, даже радикально изменится (в том числе ВНУТРЕННЕ): примеров хватает.

Но сектанта можно таскать из мифа в миф, из парадигмы в парадигму сколько душе угодно: эффекта не будет. Поведенческие модели он усвоить может, имитировать новый облик – тоже более-менее способен, но МЫСЛИТЬ в рамках этой парадигмы он уже никогда не будет. Не будет, даже если парадигма настроена на интеллектуальность и вызывает симпатию со стороны самого сектанта.
-5

Сколько-нибудь сложная интеллектуальная жизнь для него становится невозможной, и не по причине, скажем, недостаточного образования, как у множества обычных людей, а по причине каких-то, по-видимому, физиологических изменений.

Кто-то глуп просто потому, что с детства только мяч пинал, а кто-то – потому, что его интеллект доведен почти до состояния гаитянского зомби. Ум такого сектанта отличается от ума «нормального глупца» примерно так же, как слабость дистрофика отличается от слабости обычного лентяя.

Как сказал один знакомый психолог, оценивая интеллектуальный потенциал подопечного наркомана, «да там уже всё сварилось».

-6

Впрочем, отдельные островки разума, сформированные до такой обработки могут сохранять функциональность. Но, насколько я заметил, обычно они находятся где-то в районе профессиональной деятельности, вернее профессиональных навыков.

В этих сферах «бывшие» и в самом деле смотрятся вполне нормальными людьми. Да они и вообще смотрятся нормальными, если не присматриваться к ним слишком пристально, ибо, если присмотришься, то увидишь, что, столкнувшись с задачей, выходящей за рамки крепко вбитых навыков, мозг сразу же «виснет».

Чтобы не потеряться в жизни, они часто ищут нового хозяина, либо просто хранят верность прежнему владыке и своему стаду.

И вот, достигнув этой стадии, владыка должен круто изменить свою риторику, что обычно и делается. Если поначалу было некое усложнение или хотя бы псевдоусложнение, то теперь начинается переход к упрощению, причем упрощению стремительному.

В течение короткого времени на смену каким-то пусть паршивеньким, но идеологическим структурам приходят даже не догмы, а часто-густо набор убогоньких речевок. В них часто даже пафоса нет: просто убогонькая речёвка.

Любой, кто ее услышит, презрительно пожмет плечами, а сектант будет вдохновляться ею, аки лествицу в мир горний узриша.

Более того, когда проработка достигла наивысших показателей, даже этих горе-слоганов может не понадобиться: сойдут и возгласы. Так несколько раз мне доводилось наблюдать, как люди были приведены в дичайший экстаз, когда их лидер доставил им следующее откровение:

«Оооо!»

Такой нехитрой «стихиры» им было предостаточно, чтобы испытать нечто и «найти ответ» на многое. Я потом спрашивал, на что именно некоторые из них получили ответ и какой именно, но мне вместо ответа просто радостно смеялись и ничего не говорили.

Когда же я настаивал, отгадайте, что мне обычно приходилось слышать?

«Та ты, (имярек), не понимаешь! Ты просто не понимаешь!»

Ничего не напоминает?

Должен признать, что понять это и в самом деле было сложно.

-7

Иллюстрация

Здесь, на опушке, в последнее время наблюдается засилье т. н. «патриотической» продукции, качество которой я не раз обрисовывал.

Нет, когда несется ругань в адрес противника, это еще иногда нанизывается на некоторое подобие структуры. Однако, к своему удивлению, я обнаружил, что одна из самых любимых народом «песен», о которой говорят, что она очень хорошая и вполне достойная, оказалось произведение, состоящее из простенького ритма и одной-единственной фразы: «Доброго вечера, мы с Опушки».

Вроде бы есть вариант с большим количеством слов, но все вокруг слушают только этот бесконечный повтор одной, вообще-то совершенно нейтральной фразы. Похоже, местные нашли своё «Ооооо!». Им уже больше и не нужно.

Мог бы привести еще изрядное количество примеров но не буду портить праздничную атмосферу образами живых мертвецов. Да и времени маловато.

Так вот, думаю, читатель понял, на что я указываю: переход либер-пропа от хоть какого-то качества к плинтусу может быть признаком не агонии, а того, что объекты воздействия доведены до нужной кондиции и церемониться с остатками их разума уже нет ни нужды, ни смысла.

Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы это была всё же агония.

До встречи!
Если будет возможность, рассмотрю еще несколько комментариев.