Две минуты достаточно для получения правильного ответа на поставленный вопрос.
В советское время считалось, что стих сочинил Лермонтов. Так сказать, образец политической лирики.
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
В девяностые годы авторство Михаила Юрьевича поставили под сомнение. Началась дискуссия. Специалисты приводят различные доказательства, умы кипят.
А я считаю, что тут и спорить не о чем. Достаточно прочувствовать душу великого поэта.
И все-таки начну с фактов.
Первое упоминание о стихотворении появилось после 1872 года. Это было время буржуазных реформ Александра Второго, когда разночинцы принялись навевать России дивные демократические сны Веры Павловны. Они и сочинили данную сатиру. Поэт-сатирик Минаев ее и накрапал.
Стих-то плоский, плакатный, какая-то агитка, а не поэзия. Разве так звучит настоящий Лермонтов?
Так перед нами Лермонтов или нет? И какие могут быть доказательства, что стихотворение фальшивка?
Отвечу.
И не надо никаких доказательств! Все просто, если человек с детства обожал Лермонтова, перечитал его не раз, то ему очевидно - подделка! А ведь я по молодости ставил Лермонтова даже выше Пушкина! Любил Лермонтова и сейчас люблю.
Такие вещи надо просто чувствовать. Шуберт не мог сочинить "Мурку". Чайковский не сотворил "Два кусочечка колбаски". Лермонтов и в страшном сне не мог придумать такую пакость.
Лермонтов поэт тонкий, глубокий. Ваше Благородие, одним словом. Белогвардеец, как сказал бы поэт Бездомный, да еще предложил бы документики у товарища проверить.
Перед нами прямолинейный стих разночинца. Не мог Михаил Юрьевич состряпать сей опус, да еще с русофобским душком. Да и появилась эта подделка во времена бурного развития капитализма, когда народники уже вовсю шатали державу. Вот и воспользовались шалуны-демократы авторитетом Михаила Юрьевича.
Лермонтов был системным оппозиционером, а его имя использовала несистемная оппозиция. Михаил Юрьевич хотел Россию улучшить, а буржуазные демократы - уничтожить. Поэт - это всегда пророк. Он отлично понимал, что снос царизма есть и неизбежный развал России.
Неспособен был герой своего времени на презрение к Родине. Вслушайтесь в интонацию обсуждаемого стиха - обиженную, с ноткой ненависти. Мы слышим хейтера России, русофоба в белом пальто, цедящего сквозь зубы буржуазно-демократическое презрение к Отчизне, готового в любую минуту ускакать на белом коне за рубеж, за стену Кавказа, в Грузию от убогой этой страны.
Почему автор обижен? Он чувствует, что России никогда не стать Европой, перед которой автор явно преклоняется, и она всегда будет особой евразийской державой, которую не измерить общим евроаршином и евроумом не понять.
Лермонтов - дворянин. Он не понаслышке знает, как упоительны в России вечера, и он никогда не предаст Родину за европеченье.
О Пушкине говорили, что ни одна его страница не облита ядом. Но это можно сказать и о Лермонтове, о любом гениальном поэте. Настоящий поэт есть посланник небес. Его гений и злодейство несовместны. Ненависть, презрение - это все-таки в основном эмоции не культурной элиты, а маргиналов, неудачников, проигравших и прочих смертных. А Лермонтов бессмертен.
Коньяки дегустируют на контрасте.
Перечитайте еще раз стишок разночинца. Плоский, прямолинейный, картонный.
И сразу, полностью, вслух продекламируйте стихотворение "Родина".
"Люблю отчизну я, но странною любовью!" "Разливы рек ее, подобные морям..." Оно наполнено трепетным, деликатным, не показным чувством.
И тут не надо быть Шерлок Холмсом, чтобы понять, где настоящая поэзия, а где ловкая подделка.
Лермонтов в принципе не мог даже и произнести слова "намытая Россия".
Здесь редкий случай, когда научность ответа должна полностью базироваться на чувстве. Надо быть совсем глухим к поэзии, чтобы приписывать данный стишок гению русской поэзии. Не мог Лермонтов сочинить такое. Это все равно, что обвинить Иисуса Христа в трамвайном скандале.
Еще раз перечитаем стихотворение "Родина". И согласимся.