Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

В Санкт-Петербурге предлагают разгадать культурный код Вениамина Каверина

Фото: Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики
Фото: Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики

В особняке Румянцева (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга) открылась выставка «Культурный код. Каверин 2.0». Для того чтобы раскрыть всю глубину и все тайны, которые содержит в себе знаменитый роман «Два капитана», понадобились усилия более пятнадцати учреждений культуры и нескольких групп энтузиастов-исследователей. Но у истоков идеи стояли сотрудники Российского государственного музея Арктики и Антарктики (РГМАА), а также Государственного литературного музея «XX век».

«
Было сразу понятно, что мы обладаем уникальными артефактами, связанными с экспедициями Георгия Брусилова, Владимира Русанова и Георгия Седова, которые взял за историческую основу для своего романа Вениамин Каверин. Но комплексно раскрыть фигуру автора и его литературных героев без помощи коллег будет крайне тяжело или вообще невозможно», — объясняет зав. научно-экспозиционным и выставочным отделом РГМАА Анна Абрамова.

-2

С ней соглашается и ученый секретарь РГМАА Ирина Карпенко: «Здесь важен вклад абсолютно всех. Так, музей петербургской школы №336 предоставил нам макет парусника, сделанный в 1940 году из доски, некогда украшавшей каюту фрегата «Святого Фоки», на котором пытался покорить Арктику Георгий Седов. А, например, музей архангельского аэропорта — портрет военного летчика Самуила Клебанова, ставшего прототипом главного героя «Двух капитанов» Сани Григорьева».

-3

Со своей стороны, директор Государственного литературного музея «XX век» Марина Линович гордится тем, что на выставке можно познакомиться с личными вещами писателя, ранее не покидавшими стен его рабочего кабинета — записной книжкой, сценарным договором, чернильницей и ручкой-вставочкой, а также каверинскими портфелем и деревянной палкой-тростью. Кроме того, посетители впервые увидят 30 иллюстраций советского художника-графика Александры Якобсон к одному из первых изданий романа.

-4

«В то же время неинтересно смотреть просто на вещи. Намного интереснее завязать драматургию, и мне кажется, что нам это удалось. Во всяком случае, я уверена, что Каверин был бы очень доволен, посетив нашу выставку», — отмечает Марина Линович.

На общую драматургию здесь действительно работает очень многое. Так, образ Новой Земли и быт полярников реконструируется через подлинные полотна и фотографии Николая Пинегина, о полярных летчиках рассказывают предметы из Объединенного музея гражданской авиации, а художественное воплощение каверинских героев поддерживается коллекцией книг на русском и 20 иностранных языках, эскизами и фотографиями из одноименных театральных постановок и кинофильмов. Логичным продолжением знаменитого каверинского «бороться и искать, найти и не сдаваться» являются и фотографии двух успешных поисковых арктических экспедиций 2010-х годов, предоставленные исследователями Владимиром Мельником и Сергеем Чуркиным.

-5

«Этой выставкой мы не ставим перед собой задачу разобрать великое произведение литературно. В то же время мы не перегрузили ее подлинными предметами и артефактами. Ее главная цель — мотивировать открыть и перечитать книгу (тех, кто уже ранее был с ней знаком) или прочитать впервые и осмыслить ее с позиции сегодняшнего дня. Это выставка — экспедиция, выставка-приключение, выставка-путешествие, где каждый может найти свой культурный код и самостоятельно ответить на вопросы, которые продолжает ставить роман «Два капитана», — говорит директор РГМАА Наталья Петрова.

Впрочем, приоткрыть каверинский код на торжественном открытии выставки помогла (в удаленном режиме) внучка писателя, Екатерина Николаевна:
«Он написал не только «Два капитана», поэтому за рубежом интересуются его творчеством в целом. Но при этом в западной литературе практически все исследователи сходятся во мнении, что определяющей для него всегда являлась тема верности и преданности. То есть честь, честность, верность данному слову, своим идеям, друзьям и обещаниям… Как бороться и искать, найти и не сдаваться — об этом все книги моего деда Вениамина Каверина».

-6

Авторы выставки сокрушаются только об одном. В настоящее время роман, ставший настольной книгой для нескольких поколений в ХХ веке, не включен в школьную программу и известен далеко не всем представителям современной молодежи. Прежде всего для них организаторы разработали специальный маршрутный лист, в котором обозначены основные узловые координаты, связанные с романом, а также историческими событиями и реальными персонажами. Это поможет каждому желающему, кто придет в особняк Румянцева до 21 апреля 2023 года, найти не только исторические, но и, возможно, нравственные координаты, создав свой культурный код Каверин 2.0.

***

Автор: Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц