Найти тему

Притча о неграмотном, но эффективном святом. И о более научной, но менее эффективной психологии

Оглавление

Наука, вне всяких сомнений, явилась прорывом в развитии человечества.

Но как у монеты есть две стороны, а у ножа есть не только удобная для использования рукоятка, но и острое, опасное, хотя также полезное (но для других целей) лезвие.

Так и с наукой - не все однозначно.

Притча о святом, но неграмотном человеке

Я прочитал эту притчу лет 40 лет назад, так что цитирую по памяти.

Шел по лесу буддийский монах и вдруг увидел сияние, похожее на радугу.
- "Здесь практикует очень продвинутый святой",- подумал монах и направился в ту сторону.
Вскоре он увидел хижину, из которой исходило сияние. Подойдя ближе, он услышал звук мантры, которую повторял сидящий в хижине святой:
"Ом Мани Падме Хум" - слышалось изнутри.
(Это самая известная мантра в Буддизме Махаяны - "Большой колесницы").
Монах был опытен в чтении мантр и сразу обратил внимание, что мантра произносилась не очень "чисто", с ошибкой ударения в одном из слогов.
Монах зашел внутрь и увидел человека, сидящего в позе лотоса и повторяющего мантру.
... После всех положенных жестов и слов приветствия, монах спросил святого - откуда он узнал мантру?
"Однажды я проходил мимо монастыря и услышал, как один монах повторял эти слова. Мне очень хотелось стать лучше, познать Истину, потому что я уже понял бессмысленность жизни, которую вел. Поэтому я запомнил слова и, возвратившись, стал их повторять".
"Это замечательно!"- сказал монах. "Но ты повторяешь мантру не совсем правильно". И показал святому, как повторять ее более совершенным образом.
Человек очень обрадовался и стал благодарить монаха за проявленную к нему милость.
"Какая удача, что вы оказались в моей хижине и научили меня! Я потерял столько времени и мог потерять еще больше, неправильно повторяя эти святые слова! Благодарю вас!"
Монах ушел, а святой стал повторять мантру, концентрируясь на правильном повторении мантры. (Теперь он знал, что эти слова называются "мантра", и знал, как повторять её технически правильно).
Через некоторое время монах, обучивший святого правильной технике повторения, вновь оказался в этих местах и решил навестить святого, чтобы увидеть, какого прогресса тот достиг, повторяя мантру правильным образом.
И что же он обнаружил?
Он обнаружил "наличие отсутствия" сияния над хижиной. Но зато услышал технически верное воспевание святых имен, доносившееся изнутри ...
Та хижина была беднее ))
Та хижина была беднее ))

Технически правильная, более научная, но менее эффективная психология

  • Сила подобных историй в том, что они интересные, завораживающие ассоциативно относящие нас ко временам детства, когда было возможно все и, как казалось, так будет всегда. Когда чего ни пожелай - все сбудется. Стоит только захотеть, проявить намерение (так это называется "намерение", как мы узнали позже).
  • Слабость подобных историй в том, что со временем мы начинаем понимать, что все это, конечно, замечательно, но это просто красивые сказки, которые могут поднять настроение. Но реальная жизнь устроена по-другому. Сказки хороши, но ненаучны. А чтобы чего-то достичь в реальной жизни, нужно опираться на объективные, познанные учеными, научно доказанные законы.
Проблема в том что так думают только те, кто с настоящей наукой никогда не сталкивался и не понимает, как она устроена.

Другая проблема в том, что такие люди

  • либо сказки в детстве невнимательно читали,
  • либо не способны видеть реальную жизнь во времени.

Они видят то, что под их носами, но не видят жизнь как фильм, в котором кадры последовательно сменяют друг друга.

"Ковер - самолет" из сказки превратился сначала в самолет, а чуть позже в ракету.

"Сказка ложь, да в ней намёк" - можно, я не буду приводить другие примеры, как сказка превращалась в быль? Вы же сказки в детстве сами читали?

  • Наука полезная штука, если применяется там, где она должна применяться - в объективном мире.
  • Наука вредна, когда ее начинают толкать туда, где она бесполезна, потому что ее законы исследовались совсем в других областях.

И любой, кто занимался наукой, это не просто знает. Он издевательски смеётся над теми, кто этого не понимает, считая, что "наука - это священная корова". (Кстати, странное выражение, оксюморон: "наука - священная").

О том, почему подходы естественных наук в психологии не работают, я писал неоднократно. Что не означает, что психология - не наука. Просто это другая наука, наука "о внутреннем", где намерение значит больше, чем техника.

В психологии, в Практике техника вообще ничего не значит, как бы странно это ни звучало.
При этом техника существует.
Техника - как одежда: без одежды вроде бы неприлично, но если уйти подальше в лес, то вроде и ничего, даже приятно.

В любом случае, в психологии, в Практиках развития человека, результат зависит нет от техники, и не от "одежды".

Я просто хочу, чтобы вы задумались об этом. Сами.

А писал я о (не)научности психологии тут:

==========================

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.

==========================