Наука, вне всяких сомнений, явилась прорывом в развитии человечества.
Но как у монеты есть две стороны, а у ножа есть не только удобная для использования рукоятка, но и острое, опасное, хотя также полезное (но для других целей) лезвие.
Так и с наукой - не все однозначно.
Притча о святом, но неграмотном человеке
Я прочитал эту притчу лет 40 лет назад, так что цитирую по памяти.
Шел по лесу буддийский монах и вдруг увидел сияние, похожее на радугу.
- "Здесь практикует очень продвинутый святой",- подумал монах и направился в ту сторону.
Вскоре он увидел хижину, из которой исходило сияние. Подойдя ближе, он услышал звук мантры, которую повторял сидящий в хижине святой:
"Ом Мани Падме Хум" - слышалось изнутри.
(Это самая известная мантра в Буддизме Махаяны - "Большой колесницы").
Монах был опытен в чтении мантр и сразу обратил внимание, что мантра произносилась не очень "чисто", с ошибкой ударения в одном из слогов.
Монах зашел внутрь и увидел человека, сидящего в позе лотоса и повторяющего мантру.
... После всех положенных жестов и слов приветствия, монах спросил святого - откуда он узнал мантру?
"Однажды я проходил мимо монастыря и услышал, как один монах повторял эти слова. Мне очень хотелось стать лучше, познать Истину, потому что я уже понял бессмысленность жизни, которую вел. Поэтому я запомнил слова и, возвратившись, стал их повторять".
"Это замечательно!"- сказал монах. "Но ты повторяешь мантру не совсем правильно". И показал святому, как повторять ее более совершенным образом.
Человек очень обрадовался и стал благодарить монаха за проявленную к нему милость.
"Какая удача, что вы оказались в моей хижине и научили меня! Я потерял столько времени и мог потерять еще больше, неправильно повторяя эти святые слова! Благодарю вас!"
Монах ушел, а святой стал повторять мантру, концентрируясь на правильном повторении мантры. (Теперь он знал, что эти слова называются "мантра", и знал, как повторять её технически правильно).
Через некоторое время монах, обучивший святого правильной технике повторения, вновь оказался в этих местах и решил навестить святого, чтобы увидеть, какого прогресса тот достиг, повторяя мантру правильным образом.
И что же он обнаружил?
Он обнаружил "наличие отсутствия" сияния над хижиной. Но зато услышал технически верное воспевание святых имен, доносившееся изнутри ...
Технически правильная, более научная, но менее эффективная психология
- Сила подобных историй в том, что они интересные, завораживающие ассоциативно относящие нас ко временам детства, когда было возможно все и, как казалось, так будет всегда. Когда чего ни пожелай - все сбудется. Стоит только захотеть, проявить намерение (так это называется "намерение", как мы узнали позже).
- Слабость подобных историй в том, что со временем мы начинаем понимать, что все это, конечно, замечательно, но это просто красивые сказки, которые могут поднять настроение. Но реальная жизнь устроена по-другому. Сказки хороши, но ненаучны. А чтобы чего-то достичь в реальной жизни, нужно опираться на объективные, познанные учеными, научно доказанные законы.
Проблема в том что так думают только те, кто с настоящей наукой никогда не сталкивался и не понимает, как она устроена.
Другая проблема в том, что такие люди
- либо сказки в детстве невнимательно читали,
- либо не способны видеть реальную жизнь во времени.
Они видят то, что под их носами, но не видят жизнь как фильм, в котором кадры последовательно сменяют друг друга.
"Ковер - самолет" из сказки превратился сначала в самолет, а чуть позже в ракету.
"Сказка ложь, да в ней намёк" - можно, я не буду приводить другие примеры, как сказка превращалась в быль? Вы же сказки в детстве сами читали?
- Наука полезная штука, если применяется там, где она должна применяться - в объективном мире.
- Наука вредна, когда ее начинают толкать туда, где она бесполезна, потому что ее законы исследовались совсем в других областях.
И любой, кто занимался наукой, это не просто знает. Он издевательски смеётся над теми, кто этого не понимает, считая, что "наука - это священная корова". (Кстати, странное выражение, оксюморон: "наука - священная").
О том, почему подходы естественных наук в психологии не работают, я писал неоднократно. Что не означает, что психология - не наука. Просто это другая наука, наука "о внутреннем", где намерение значит больше, чем техника.
В психологии, в Практике техника вообще ничего не значит, как бы странно это ни звучало.
При этом техника существует.
Техника - как одежда: без одежды вроде бы неприлично, но если уйти подальше в лес, то вроде и ничего, даже приятно.
В любом случае, в психологии, в Практиках развития человека, результат зависит нет от техники, и не от "одежды".
Я просто хочу, чтобы вы задумались об этом. Сами.
А писал я о (не)научности психологии тут:
==========================
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.
==========================