Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
НЛ или навигационная линейка - настоящий навигационный компьютер, который был незаменимой вещью на борту любого ВС вплоть до начала 90-х и не утративший свою актуальность до сих пор. Сейчас НЛ-10М, конечно, больше используется для обучения и быстрой проверки вычислений в полете. Хотя изредка все-таки можно встретить матерый экипаж с «дымящимися» НЛками. Сегодня разберем, как она появилась, для каких расчетов использовалась, а также узнаем парочку связанных с ней интересных баек и анекдотов.
От флота к авиации
Впервые в СССР идея навигационной линейки была предложена в 1923 году конструктором В. Г. Немчиновым, а сконструировал первую навигационную линейку в 1928 году штурман авиации Черноморского флота Л. С. Попов. На ней было совсем мало шкал и, следовательно, с ее помощью можно было решать не так много видов навигационных задач. Но линейка совершенствовалась, появлялись ее новые модификации (НЛ-7, 8, 9, 10) с дополнительными шкалами. Так, в 1939 году на линейке было уже 12 шкал, а ее последняя модификация НЛ-10М содержит 17 шкал.
Назначение и устройство
Навигационная линейка НЛ-10М устроена по принципу обычной счетной логарифмической линейки и позволяет заменить умножение и деление чисел более простыми действиями – сложением и вычитанием отрезков шкал, выражающих в определенном масштабе логарифмы этих чисел.
НЛ-10М отличается от обычной универсальной логарифмической линейки тем, что ее шкалы приспособлены для выполнения необходимых расчетов при подготовке к полету и решения различных навигационных задач непосредственно во время полета.
Линейка имеет лицевую и обратную стороны и состоит из трех частей: основание (корпус), движок (центральная подвижная часть) и визирка (прозрачная часть с линией визирования). На корпусе и движке нанесены шкалы, индексы, формулы и надписи.
Навигационные расчеты
С помощью НЛ-10М можно решать такие навигационные задачи, как расчет расстояния, скорости, времени, перевод из км/ч в м/с и обратно, расчет температуры, расчет элементов разворота и элементов захода на посадку, расчет исправленных высот, решение задач по бомбометанию, воздушной стрельбе и много других. Точно деревянный компьютер - не иначе.
Для выполнения расчетов необходимо знать «ключи» - на каких шкалах что с чем совмещать, чтобы получить желаемый результат. Вот парочка примеров:
- Рассчитать путевую скорость, зная, что самолет преодолел расстояние 45 км за 8 минут.
На шкалах 1 и 2, перемещая движок, совмещаем пройденное расстояние (45 км) и время полёта (8 мин), над треугольником считываем ответ - нашу искомую путевую скорость. Получается почти 340 км/ч.
Расчет на калькуляторе дает 337,5 км/ч. Получилось довольно точно.
- Рассчитать исправленную скорость по прибору, зная, что полёт выполняется на высоте Нnр = 2500 м, температуре наружного воздуха tн = -30° и приборной скорости Vnp = 240 км/ч.
Аналогичным образом совмещаем высоту полёта с температурой воздуха на шкалах 11 и 12, находим на шкале 15 приборную скорость и прямо над ней смотрим ответ на шкале 16 - исправленная скорость получилась примерно 256 км/ч.
Интересные факты
- Дальним «родственником» линейки НЛ-10 была линейка ЛЛ-1, которую использовали штурманы таких довоенных самолетов, как АНТ-20 «Максим Горький» и ТБ-3.
- 20 июля 1994 года во время рейса Москва-Анталья, который выполнял экипаж Ил-86, навигационное оборудование сбоило, а линейка НЛ-10М была утеряна. Однако штурман смог воссоздать линейку из подручных средств на борту: была использована шкала из учебника по навигации.
Анекдоты про навигационную линейку
- Папа-штурман и сын
Приходит сын (С) со школы и спрашивает папу (П):
С: «Пап, сколько будет пятью шесть?»
П (прикинув на НЛке): «где-то 28-31»
На следующий день:
С: «Папа, мне математичка 2 поставила. Сказала, что правильный ответ - 30!»
П (поточнее прикинув на НЛке): «Ну да, 30. Но нафига такая точность?»
- Списанный штурман
Списали штурмана с лётной работы. Поехал к жене на родину, в деревню. Жена просит председателя колхоза взять мужа на работу, председатель (П) и спрашивает штурмана (Ш):
П: «Что делать умеешь?»
Ш: «Карты читаю, трассы прокладываю, считаю хорошо»
П: «Карты у нас только игральные, трасса одна - до райцентра, а вот счетовод нужен. Видишь стадо коров в поле? Сосчитай»
Штурман посмотрел на стадо, достал НЛ-10, пошуровал и говорит:
Ш: «54 коровы»
Проверили - всё верно.
П: «А вон на горизонте большое стадо коров, сколько?»
Штурман глянул на стадо, достал НЛ-10, пошуровал и говорит:
Ш: «327 коров»
Проверили - опять всё верно. Закусило колхозников, согнали всех своих коров, считай, говорят. Штурман взглянул, взял НЛ-10, пошуровал туды–сюды и говорит:
Ш: «1243 коровы»
Два дня перепроверяли, сбивались три раза, но оказалось всё правильно.
П: «Ладно, беру тебя на работу, но расскажи, как это у тебя получается?»
Ш: «Да ничего сложного: считаю количество сосков, делю на четыре и беру поправку на яица»
Есть что рассказать про НЛку? Делитесь в комментариях!
———————————————————————
До новых встреч и хорошего полёта!