Многие думающие люди заметили, что пандемии предшествовало множество фильмов и сериалов о масштабных, в том числе глобальных, эпидемиях. Причём в этих фильмах и сериалах речь шла не об относительно безопасных болезнях вроде гриппа, но всегда о смертельно опасных заболеваниях, вроде пресловутой Эболы. Причём вал таких фильмов, зародившийся ещё в прошлом веке, нарастал вплоть до 2020-го года. И даже в период самой пандемии они продолжали выходить. Смысл подобной психологической подготовки населения к самым жёстким карантинным мерам вполне очевиден, он позволил без массового сопротивления осуществить план по перезапуску и модернизации глобальной экономики. Некоторые сектора (вроде туристского и авиаперевозок) резко сократили, другие (сервисы доставки и удалённых рабочих коммуникаций) выросли, что и было запланировано.
По аналогии, можно попытаться понять, с какой целью в те же годы массово снимались сериалы и фильмы на тему зомби-апокалипсиса. Стоит отметить, что если классические фильмы ужасов о зомби показывали лишь начало распространения эпидемии зомби, которые захватывали максимум один небольшой городок, то в недавних блокбастерах речь шла уже о всемирном масштабе («Мировая война Z») или как минимум о целой стране, которую целиком заполонили зомби — вроде Великобритании в фильмах «28 дней спустя» и «28 недель спустя». Неужели власти, одобрившие снятие и раскрутку этих фильмов, а также бесчисленных сериалов на ту же тему, всерьёз опасались нашествия живых мертвецов?
В каком-то смысле да, опасались, но, конечно же, вовсе не восставших мёртвых, а восставших живых. Которые, из-за сохранения остатков разума (в толпе он редуцируется, но не до нуля), намного опаснее. Представим, что следствием карантинных мер при пандемии и связанного с ней экономического кризиса стали бы массовые беспорядки, захватившие большие территории. Чтобы справиться с ними, пришлось бы помимо полиции задействовать и армию. Но военным психологически будет очень трудно стрелять по гражданским, даже ведущим себя не лучшим образом. Попытки наведения порядка в Новом Орлеане после урагана «Катрина», а также опыт подавления прочих случаев массовых беспорядков свидетельствовал об этом со всей определённостью.
Чтобы заставить одного человека без угрызений совести стрелять в другого, этого другого нужно представить не совсем человеком. В идеале — вообще не человеком, а чем-то жутким и зловещим в человеческом обличии. Например, ожившим мертвецом. Во всех мировых культурах с вылезшими из могил мертвецами связаны самые мрачные ассоциации. Ещё больше страх перед ожившими трупами подогревали фильмы ужасов, снимавшиеся ещё в двадцатом веке. Но этого было недостаточно. Убедить солдат, что беснующаяся толпа состоит из натуральных покойников, вряд ли было бы возможно. Впрочем, этого и не требовалось.
Любой человек большую часть времени мыслит не логично, но ассоциативно. При взгляде на любой предмет или явление он вспоминает похожие, которые он когда-то видел. Причём неважно, видел ли он их в реальной жизни, или же в кино, телевизоре и т.д. Если от него требуется немедленная реакция, то эта реакция будет в точности такой же, какой она была при просмотре фильма. Или, например, при прохождении компьютерной игры. Если видишь нечто, похожее на зомби, то невольно среагируешь в точности также, как герои фильма (игры, сериала). А в фильме все, видевшие в зомби свою живую родню, немедленно погибали. Шансы выжить были только у тех персонажей, которые без сомнений и колебаний стреляли по ходячим мертвецам.
Но как заставить солдата (а тем более не контрактника, а призванного в армию вчерашнего штатского) видеть в своём соотечественнике именно зомби? Ведь тот вовсе не похож на еле бредущий разлагающийся труп, каковым зомби изображали в первых фильмах ужасов. Для этого нужно было показать противостояние с зомби:
— массовое
— внезапное
— дистанционное
Вспомним один из самых популярных зомби-блокбастеров, «Мировую войну Z». Там зомби-апокалипсис начинается неожиданно, его предваряют не единичные зомби, которые постепенно собираются в толпы, а всего лишь новости по телевизору. Герои видят зомби сразу в больших количествах, в виде огромных скоплений бывших людей. По зомби стреляют из пулемётов и применяют против них бомбы и напалм. Поскольку заражение в этом фильме происходит очень быстро, за секунды, зомби не успевают полностью утратить человеческий облик.
Отличить зомби от живого не так просто и в других фильмах. Но пропустить хотя бы одного заражённого зомби-вирусом в жилую зону смертельно опасно, это постоянно подчёркивается. У зрителя вырабатывается условный рефлекс: если на тебя бежит толпа, то это зомби, которых необходимо безжалостно отстреливать. Иначе не выжить ни тебе, ни твоим близким. И военный, видящий толпу протестующих, подсознательно не будет воспринимать их в качестве сограждан. Он увидит в них зомби, которых он обязан уничтожить, ради спасения живых людей. В этом и состоит главная цель массового выпуска сериалов, фильмов и игр про зомби-апокалипсис.