Найти тему
частные суждения

Для чего на самом деле нужны блокбастеры о зомби-апокалипсисе.

Многие думающие люди заметили, что пандемии предшествовало множество фильмов и сериалов о масштабных, в том числе глобальных, эпидемиях. Причём в этих фильмах и сериалах речь шла не об относительно безопасных болезнях вроде гриппа, но всегда о смертельно опасных заболеваниях, вроде пресловутой Эболы. Причём вал таких фильмов, зародившийся ещё в прошлом веке, нарастал вплоть до 2020-го года. И даже в период самой пандемии они продолжали выходить. Смысл подобной психологической подготовки населения к самым жёстким карантинным мерам вполне очевиден, он позволил без массового сопротивления осуществить план по перезапуску и модернизации глобальной экономики. Некоторые сектора (вроде туристского и авиаперевозок) резко сократили, другие (сервисы доставки и удалённых рабочих коммуникаций) выросли, что и было запланировано.

Реклама очередной зомби-игры.
Реклама очередной зомби-игры.

По аналогии, можно попытаться понять, с какой целью в те же годы массово снимались сериалы и фильмы на тему зомби-апокалипсиса. Стоит отметить, что если классические фильмы ужасов о зомби показывали лишь начало распространения эпидемии зомби, которые захватывали максимум один небольшой городок, то в недавних блокбастерах речь шла уже о всемирном масштабе («Мировая война Z») или как минимум о целой стране, которую целиком заполонили зомби — вроде Великобритании в фильмах «28 дней спустя» и «28 недель спустя». Неужели власти, одобрившие снятие и раскрутку этих фильмов, а также бесчисленных сериалов на ту же тему, всерьёз опасались нашествия живых мертвецов?

Рекламный постер одного из этих фильмов.
Рекламный постер одного из этих фильмов.

В каком-то смысле да, опасались, но, конечно же, вовсе не восставших мёртвых, а восставших живых. Которые, из-за сохранения остатков разума (в толпе он редуцируется, но не до нуля), намного опаснее. Представим, что следствием карантинных мер при пандемии и связанного с ней экономического кризиса стали бы массовые беспорядки, захватившие большие территории. Чтобы справиться с ними, пришлось бы помимо полиции задействовать и армию. Но военным психологически будет очень трудно стрелять по гражданским, даже ведущим себя не лучшим образом. Попытки наведения порядка в Новом Орлеане после урагана «Катрина», а также опыт подавления прочих случаев массовых беспорядков свидетельствовал об этом со всей определённостью.

Массовые беспорядки в Лос-Анджелесе, 2020 г.
Массовые беспорядки в Лос-Анджелесе, 2020 г.

Чтобы заставить одного человека без угрызений совести стрелять в другого, этого другого нужно представить не совсем человеком. В идеале — вообще не человеком, а чем-то жутким и зловещим в человеческом обличии. Например, ожившим мертвецом. Во всех мировых культурах с вылезшими из могил мертвецами связаны самые мрачные ассоциации. Ещё больше страх перед ожившими трупами подогревали фильмы ужасов, снимавшиеся ещё в двадцатом веке. Но этого было недостаточно. Убедить солдат, что беснующаяся толпа состоит из натуральных покойников, вряд ли было бы возможно. Впрочем, этого и не требовалось.

Толпа зомби, кадр из фильм «Обитель зла», 2002 г.
Толпа зомби, кадр из фильм «Обитель зла», 2002 г.

Любой человек большую часть времени мыслит не логично, но ассоциативно. При взгляде на любой предмет или явление он вспоминает похожие, которые он когда-то видел. Причём неважно, видел ли он их в реальной жизни, или же в кино, телевизоре и т.д. Если от него требуется немедленная реакция, то эта реакция будет в точности такой же, какой она была при просмотре фильма. Или, например, при прохождении компьютерной игры. Если видишь нечто, похожее на зомби, то невольно среагируешь в точности также, как герои фильма (игры, сериала). А в фильме все, видевшие в зомби свою живую родню, немедленно погибали. Шансы выжить были только у тех персонажей, которые без сомнений и колебаний стреляли по ходячим мертвецам.

Обложка игры «Zombie Army Trilogy».
Обложка игры «Zombie Army Trilogy».

Но как заставить солдата (а тем более не контрактника, а призванного в армию вчерашнего штатского) видеть в своём соотечественнике именно зомби? Ведь тот вовсе не похож на еле бредущий разлагающийся труп, каковым зомби изображали в первых фильмах ужасов. Для этого нужно было показать противостояние с зомби:

— массовое

— внезапное

— дистанционное

Наиболее впечатляющие сцены в «Мировой войне Z» показывают огромные массы безликих зомби, в буквальном смысле лезущих на стены.
Наиболее впечатляющие сцены в «Мировой войне Z» показывают огромные массы безликих зомби, в буквальном смысле лезущих на стены.

Вспомним один из самых популярных зомби-блокбастеров, «Мировую войну Z». Там зомби-апокалипсис начинается неожиданно, его предваряют не единичные зомби, которые постепенно собираются в толпы, а всего лишь новости по телевизору. Герои видят зомби сразу в больших количествах, в виде огромных скоплений бывших людей. По зомби стреляют из пулемётов и применяют против них бомбы и напалм. Поскольку заражение в этом фильме происходит очень быстро, за секунды, зомби не успевают полностью утратить человеческий облик.

Скриншот из компьютерной игры  World War Z, 2019 г.
Скриншот из компьютерной игры World War Z, 2019 г.

Отличить зомби от живого не так просто и в других фильмах. Но пропустить хотя бы одного заражённого зомби-вирусом в жилую зону смертельно опасно, это постоянно подчёркивается. У зрителя вырабатывается условный рефлекс: если на тебя бежит толпа, то это зомби, которых необходимо безжалостно отстреливать. Иначе не выжить ни тебе, ни твоим близким. И военный, видящий толпу протестующих, подсознательно не будет воспринимать их в качестве сограждан. Он увидит в них зомби, которых он обязан уничтожить, ради спасения живых людей. В этом и состоит главная цель массового выпуска сериалов, фильмов и игр про зомби-апокалипсис.