В 1950 году на Кутаисском автомобильном заводе освоили производство серьёзных агрегатов – моторов и коробок передач для грузовиков ЗИС-150. Уже тогда прозвенели первые звоночки, касающиеся качества кутаисских поделок – эти моторы и коробки не пользовались популярностью у советских водителей, и шофёры очень не хотели садиться на автомобили с грузинскими моторами, ибо собраны они были плохо, и надёжностью не отличались. На сколько известно, на некоторых автобазах такие грузовики вообще ставили на прикол в качестве подменных машин и доноров запчастей.
В конце лета 1951 года Кутаисский автомобильный завод перешёл на новый уровень, и стал собирать грузовики самостоятельно. Сначала они назывались ЗИС-150, но потом их буквально через пару месяцев переименовали в КАЗ-150. Скорее всего, автомобили назвали КАЗ-150 в связи с тем, что национальная гордость сыграла, но водители-профессионалы поговаривали, что это Завод имени Сталина не пожелал иметь ничего общего с этими грузинскими поделками, дабы не порочили они гордое имя ЗИС-150.
Как бы не ругали КАЗ-150, завод выпустил их некоторое количество, и работали они на всех не только грузинских, но и на всесоюзных стройках, хотя опять же, большинство этих грузовиков использовались в южных республиках СССР. Водители шутили, что машины делали грузины специально для перевозки абрикосов с горы, ведь в гору она уже тянула плохо.
Но всё равно, многие шофёры-стотысячники даже на КАЗ-150 показывали рекордные результаты, и это при том, что пробеги уже переваливали за 100 000 км до капитального ремонта двигателя. Хотя это скорее заслуга самих шофёров, которые кучу времени проводили со своими грузовиками в нерабочее время. Это сейчас водителей не хватает, а в 1950-х годах грузовиков не хватало, а желающих работать на них было хоть отбавляй. Машины называли кормильцами, и следили за ними лучше, чем некоторые современные родители следят за своими детьми.
Так как в Советском Союзе в 1950-х годах остро не хватало грузового и спецтранспорта, на шасси грузовиков КАЗ-150 монтировали различное специальное оборудование. КАЗ-150 были кранами, самосвалами, снегоуборочными машинами и так далее. Так что спецмашины на базе КАЗ-150 разошлись по всему союзу, неся «почёт и славу» производству в Кутаиси. Хотя всего КАЗ-150 было выпущено порядка 900 штук, так что далеко не все водители познакомились с этим чудом.
КАЗ-150 периодически ломались, так как персонал завода имел низкую квалификацию, а см завод имел примитивное оборудование для производства. Хотя тут скорее дело именно в низкой квалификации персонала, тех же слесарей, которые не могли нормально обработать детали.
Проходимость у КАЗ-150 была хуже, чем у ЗИС-150, благодаря своей коробке передач, с неграмотно подобранными передаточными отношениями. Кардан не обладал достаточным запасом прочности. Вообще, машина не могла пройти даже 5 000 км без какой-нибудь поломки.
Из-за этого в 1952 году КАЗ-150 сняли с производства, а завод временно начал изготавливать только спецмашины на базе ЗИС. Через некоторое время Кутаисский автомобильный завод начал выпуск своих бескапотных Колхид, но это уже совсем другая история.
Если вы ездили на грузовике КАЗ-150, оставьте свой отзыв о нем в комментариях!