Юмор в кино устаревает порой даже быстрее фильмов со спецэффектами - попробуйте сегодня отыскать зрителей, которые бы в голос смеялись над Чарли Чаплиным или фильмом "Волга-Волга". Но некоторые кинокомедии не вызывали бурной реакции зрителей даже во время премьеры.
Снять по-настоящему смешную комедию куда сложнее, чем трагедию. Поэтому в советском кинематографе настоящих комедиографов было в десятки раз меньше, чем великих представителей серьезного жанра. Правда, иногда за комедии брались режиссеры, которые в этом поле никогда не работали, и у них получалось очень даже неплохо. Вспомним, Владимира Фетина, который снял свой культовый "Полосатый рейс", но больше к комедиям не прикасался, если не считать сюжетов для "Фитиля". А мы сегодня рассмотрим фильмы от признанных мастеров комедии, у которых однажды совсем не получилось.
Русский сувенир
Комедийная лента о приключениях заблудившихся в тайге у озера Байкал иностранцев из разных капиталистических стран, восхищенных размахом социалистического строительства. Фильм Григория Александрова снят в точности по всем канонам комедий 1930-х годов, и в плане идеологии, и по уровню шуток, и по режиссерским находкам. Да и главную роль задорной советской девушки Вари Комаровой опять играет Любовь Орлова, которой уже было 58 лет.
Вот только на дворе уже был 1960-й год, советский кинематограф изменил стилистику началась "оттепель". И вместо смеха фильм как у зрителей, так и у критиков вызывал полное недоумение. Несмотря на шикарный актерский ансамбль - Гарин, Попов, Быстрицкая, Гафт, Кадочников и другие. Сценарий картины также написан Григорием Александровым. Впрочем, сегодня ленту можно посмотреть из любопытства. Во всяком случае, она не скучна - события там сменяются с калейдоскопической быстротой.
Дайте жалобную книгу
Последняя работа Рязанова до начала плодотворного сотрудничества с Эмилем Брагинским. После успеха "Карнавальной ночи" Эльдар Александрович снял фильм "Девушка без адреса", который оказался бледной тенью прошлой работы. То же само произошло и с лентой "Дайте жалобную книгу" 1965 года, куда Рязанов снова пригласил Ларису Голубкину, блеснувшую в музыкальной комедии "Гусарская баллада".
Фильм об открытии молодежного кафе на месте ресторана с грубыми официантками и спивающейся публикой должен был получиться удачным. Ведь здесь снимались Олег Борисов, Анатолий Папанов, Николай Крючков, Рина Зеленая, Николай Парфенов и даже взятые напрокат у Гайдая Вицин, Никулин и Моргунов. Должен был, но не получился. И даже песенки не помогли. Неудачным его считал и сам Рязанов.
Ключ
Эту картину в 1980 году снял Алексей Коренев, подаривший зрителям непритязательный, но милый фильм "Вас вызывает Таймыр" по одноименной пьесе Александра Галича, а также две комедии, ставшие культовыми - "Большая перемена" и "По семейным обстоятельствам". Но при просмотре "Ключа" возникает ощущение, что Коренев уступил режиссерское место какому-то своему бездарному ученику, а сам отдыхал в Гаграх. Невозможно поверить, что эта беспомощная именно в режиссерском плане, расползающаяся по швам лента была снята человеком, который до этого выпускал пусть и не шедевры кинематографа, но качественные картины.
Фильм рассказывает о семье комсомольцев, которые заселились в кабинет районного секретаря ВЛКСМ, ранее вручившего им ключи от квартиры в еще не сданном доме. А сам этот секретарь с горя переселился... в строительную люльку, которая висела у него за окном. Единственное, чем для меня примечателен этот фильм, так это главной ролью Владимира Изотова, ранее сыгравшего Васеньку в замечательной ленте "Старший сын" Виталия Мельникова. Судьба этого очень талантливого артиста сложилась крайне тяжело.
Спортлото-82
А вот этот фильм стал чемпионом кинопроката СССР в 1982 году. Зрители повалили валом на имя режиссера Леонида Гайдая и на обещания новой комедии на современную тему. Его предыдущие ленты - "Инкогнито из Петербурга" по комедии "Ревизор" Гоголя и "За спичками" по финскому классику Майю Лассила на публику впечатления не произвели. К сожалению, новый фильм Гайдая оказался слаб по всем фронтам.
Попытка сделать из Альгиса Арлаускиса нового Шурика, а из Светланы Амановой новую Лиду не удалась. Использованные в фильме гэги в большинстве своем старые и несмешные. Некоторым зрителям казалось, что им показывают что-то 30-летней давности по уровню материала, особенно после недавнего триумфа в советском прокате «Игрушки» с Пьером Ришаром и новых французских комедий. Впрочем, следующий фильм Гайдая "Опасно для жизни" оказывался еще более несмешным, но и такого количества зрителей он в кинотеатры уже не привлек.
Берегите мужчин
Последний фильм режиссера Александра Серого, вошедшего в историю советского кинематографа комедией "Джентльмены удачи". Лента 1982 года рассказывает о том, что в современном советском обществе вся основная нагрузка ложится на женщин, которые и деньги зарабатывают, и тяжести таскают, и гвозди забивают, а мужчины инфантильны, беспомощны и бесполезны. Серый пытается утрировать и гиперболизировать некоторые последствия борьбы за равенство полов, чтобы вызвать комический эффект, но у него ничего не выходит.
Леонид Куравлев, Нина Русланова, Александр Лазарев и другие артисты работают очень честно. Но перед нами очередная иллюстрация того, как зависимы артисты от сценария и режиссуры. Сам Серый в тот момент находился далеко не в лучшем расположении духа. Ему много лет не давали работы на киностудии, хотя "Джентльмены удачи" стали чемпионом проката, да и следующая его комедия "Ты - мне, я - тебе" (намного менее удачная) тоже собрала свыше 40 млн зрителей. Больше Серый в кино не работал, несколько лет он боролся с лейкозом, а потом покончил с собой.
P.S. После просмотра фильма у меня сразу родился вопрос по поводу заимствования. Римма Маркова в ленте "Берегите мужчин" говорит по телефону точно таким же жестким голосом и абсолютно теми же интонациями, как она это делала у Михаила Козакова в "Покровских воротах" ("Резать к чертовой матери!"). Оба фильма снимались и вышли на экраны почти одновременно. Неужели это просто совпадение или кто-то у кого-то что-то подсмотрел?
Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!