Средний танк Т-54.
Часть 1.
Интенсивные опыты с танковым вооружением в 1944-45 гг. показали необходимость иметь на среднем танке пушку калибра 100-мм, которая обеспечивала высокую бронепробиваемость и достаточную мощность осколочно-фугасного снаряда. В результате этих же опытов выяснилось, что база Т-34 для такой пушки не подходит и требуется создание новой машины.
Проработки танка Т-44 со 100-мм пушкой были начаты в КБ Уральского танкового завода № 183 под руководством А.А. Морозова в инициативном порядке еще во второй половине 1944 г. Осенью 1944 г. проект получил обозначение Т-44Б.
20 августа 1944 г. в «Рапорте завода № 183 наркому танковой промышленности СССР товарищу Малышеву В.А.» новый проект был впервые официально упомянут, а 30 октября 1944 г. – представлен в Наркомат танковой промышленности.
Корпус и агрегаты машины соответствовали танку Т-44, но толщина лобового листа увеличена до 120 мм. Борта корпуса усилены до 90 мм. Башня с диаметром погона 1800 мм под 100-мм пушку изготавливалась литьем и имела переменную толщину стенок: от 150 мм в лобовой части, до 90 мм на бортах и корме. Масса машины по проекту не превышала 34 тонн.
После обсуждения проекта он был рекомендован к дальнейшей разработке. Приказ Наркома танковой промышленности № 0637 от 01 ноября 1944 г. предусматривал очень жесткие сроки:
к 1 января 1945 г. построить опытный образец;
к 15 января 1945 г. закончить заводские испытания.
Этим же приказом разработка получила индекс Т-54.
Конструкторы против намеченных сроков опоздали всего на месяц. 30 января 1945 г. в Нижнем Тагиле был построен первый опытный образец Т-54, который после опытных стрельб и заводского пробега в 50 км был 16 февраля отправлен в Москву на завод № 37 для показа высшему военно-политическому руководству. Показ состоялся 10 марта.
Корпус танка был спроектирован под руководством А.В. Колесникова и сваривался из броневых листов толщиной 15, 30, 45, 90 и 120 мм.
Лобовой лист корпуса толщиной 120 мм устанавливался под углом 600 к вертикали, и стал практически цельным – смотровая щель механика-водителя исчезла, что повысило снарядостойкость конструкции. Для наблюдения за дорогой на крышу корпуса для механика-водителя были выведены два перископических прибора МК-4К.
Нижний лобовой 120-мм броневой лист устанавливался под углом 450, кормовой 45-мм лист – под углом 170, 90-мм бортовые листы приваривались вертикально. Впервые на среднем танке был применен редан днища, который позволил усилить его от прогиба при минном подрыве и сэкономить более тонны брони.
Башня была спроектирована под руководством И.А. Набутовского на основе башни Т-44, но имела погон диаметром 1800 мм и с цилиндрическую броневую маску, в которой устанавливалась 100-мм пушка Д-10Т-К с прицелом ТШ-19 четырехкратного увеличения и спаренный с ней 7,62-мм пулемет СГ-43.
Еще один 7,62-мм пулемет устанавливался в отделении управления в качестве курсового. Башня изготавливалась литьем из броневой стали 66АМС с толщиной лобовой части 180 мм. Стенки башни имели переменную толщину от 90 до 150 мм и углы наклона до 200. Кормовая часть выполнялась толщиной 75 мм. Для вращения башни и вертикального наведения пушки устанавливались электрические приводы.
Компоновка моторно-трансмиссионного отделения аналогична танку Т-44, в качестве силовой установки был установлен дизель В-2-44 мощностью 520 л.с. Крутящий момент от коленчатого вала двигателя передавался посредством гитары на главный многодисковый фрикцион и пятиступенчатую коробку передач. В качестве механизмов поворота использовались бортовые многодисковые фрикционы сухого трения с ленточными тормозами.
Ходовая часть создавалась под руководством В.Г. Матюхина на основе ходовой части танка Т-44 и включала десять опорных катков с торсионной подвеской, два ведущих колеса кормового расположения с гребневым зацеплением и два литых направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц. Диаметр опорных катков составил 830 мм, ширина катков была увеличена по сравнению с Т-44 до 185 мм.
В соответствии с совместным приказом НКТП и заместителя командующего БТ и МВ № 92/с/021 от 28.02.1945 г. опытный образец был испытан на полигоне в Кубинке в период с 11 марта по 14 апреля 1945 г. комиссией под председательством полковника Е.А. Кульчицкого.
Заключение комиссии гласило:
«1. Танк Т-54, представляющий собою модернизированный танк Т-44, по своим основным боевым качествам (мощность вооружения и бронирование) превосходит все существующие средние танки.
2. Полигонные испытания в объеме 1553 км пробега по прочности основных механизмов опытный образец танка Т-54 выдержал. Однако испытаниями установлена необходимость доработки ряда узлов и агрегатов.
3. К основным недостаткам танка Т-54 следует отнести недостаточную снарядостойкость башни и устарелость конструкции трансмиссии и ходовой части, что является недопустимым для современного танка. Башня поражается на больших дистанциях, а трансмиссия и ходовая часть снижают динамические качества танка.
4. Учитывая резкое повышение боевых качеств среднего танка, достигнутое в танке Т-54, комиссия считает целесообразным рекомендовать танк Т-54 на вооружение Красной Армии с обязательным устранением отмеченных в отчете недостатков...".
3 мая опытный Т-54 перевезли на Гороховецкий полигон, и в период с 10 по 12 мая испытали стрельбой в объеме 250 выстрелов. Результат был признан удовлетворительным с учетом мелких доработок боевого отделения.
5 мая 1945 г., еще до окончания стрельбовыхиспытаний, наркомом танковой промышленности В.А. Малышевым был подписан приказ № 217сс, которым руководство завода № 183 обязывалось разослать заводам № 75, 264, 112, 174 и Мариупольскому заводу рабочие чертежи танка Т-54 для подготовки производства.
19 мая последовал приказ № 246сс, которым заводу № 183 предписано изготовить и испытать на опытных образцах к июню 1945 г. планетарную коробку перемены передач и 5-ступенчатую КПП с планетарными механизмами поворота.
Второй вариант Т-54 был построен в июле 1945 г. в единственном экземпляре с пушкой КС-Д-10, планетарными механизмами поворота и КПП с синхронизаторами переключения передач.
28 июля танк был отправлен на НИИБТ полигон и испытывался до 4 ноября того же года, пройдя 1513 км.
Комиссия, проводившая испытания, рекомендовала изготовить два новых опытных образца с обязательным устранением выявленных недостатков конструкции.
Приказом теперь уже наркома транспортного машиностроения В.А. Малышева № 0056 от 08 декабря 1945 г. была открыта работа над усовершенствованным танком Т-54. В срок до 15 марта 1946 г. первые танки установочной партии должны были поступить на испытания.
Одновременно последовал приказ МТрМ №0063 от 08.12.45 г., который устанавливал ТТТ к эскизно-техническому проекту нового среднего танка. К 01.06.46 г. требовалось представить:
1. Проект танка.
2. Макет в масштабе 1:10.
3. Анализ и обоснование компоновки.
4. Расчетные данные по противоснарядной стойкости, обоснование типа и толщины брони.
5. Описание и характеристики основных механизмов.
6. Расчет весовых данных.
7. Требования к двигателю и его данные.
23 апреля 1946 г. был представлен проект усовершенствованного танка Т-54. Предлагалась новая литая башня обтекаемой формы из броневой стали 71Л с толщиной лобовых деталей до 200 мм и стенок – от 125 до 160 мм. Для разгрузки сварных швов при обстреле бронебойными снарядами листы корпуса соединялись «в четверть», «в замок» и «в шип».
Курсовой пулемет из отделения управления убрали, сделав лобовой лист сплошным, и разместили уже два СГ-43 в бронированных коробах на надгусеничных полках. Пулеметы управлялись дистанционно от кнопки в рычаге управления поворота механиком-водителем.
На турели у люка заряжающего был установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ.
С пушкой применили новый телескопический прицел ТШ-20.
В качестве силовой установки был установлен двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Прежнюю «военную» гусеницу из двух разных траков – с гребнем и без гребня, заменили на мелкозвенчатую с цевочным зацеплением и развитыми грунтозацепами. Соответственно изменилась конструкция ведущих колес.
Как записал в своем дневнике А.А. Морозов, после рассмотрения проекта И.В. Сталин лично позвонил директору завода № 183 С.А. Скачкову и сказал, что очень доволен представленной машиной: «Это будет вторая Т-34».
Постановлением СМ СССР № 960-402сс от 29 апреля 1946 г. танк Т-54 принимается на вооружение.
Основные источники:
Барятинский М. Средний танк Т-54 // Бронеколлекция. – 2006. – № 4.
Барятинский М. Т-54 и Т-55. "Танк-солдат". - М.: Яуза, 2015. - 128 с.
Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Павлов М., Павлов И. Средний танк Т-54 и машины на его базе // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. – 2008 – № 10.
Павлов М., Павлов И. Отечественные бронированные машины. 1945-1965 гг. //ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm
Юрий Пашолок's Journal//yuripasholok.livejournal.com/
Пашолок Ю. Первый из семейства Т-54//dzen.ru/a/YIWoQntUByp2B8dN
Пашолок Ю. Предшественник революции//warspot.ru/15432-predshestvennik-revolyutsii
Т-34 Информ > Публикации//t34inform.ru/publication/p-pers-4.html
Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55 – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2006. – 226 с.