Рождественским утром 6 января пришло время прощаться с Ереваном. Сумки были собраны уже накануне вечером, и мы неспешно и со вкусом позавтракали угощениями нашей хозяйки — традиционной праздничной кашей из чечевицы с нутом и овощами, винегретом, обязательным сыром чанах и, конечно, фирменным персиковым джемом с горячим лавашом. Только ради этого джема стоит селиться в «Inter Hostel»! К десяти утра за нами приехал Армен, чтобы отвести нас в солнечный Дилижан, пожить в котором денька три было нашим давним желанием. Мы надеялись, что наряду с намечавшейся по прогнозам отнюдь не солнечной погодой нам перепадёт хотя бы немного снега в горах, мечтали о заснеженных вершинах, которыми будем любоваться в предстоящих походах…
В машине Армена мы застали нашу позавчерашнюю попутчицу Свету — Армен решил ей, а заодно и нам, показать достопримечательности в окрестностях Дилижана. И вот уже мы едем мимо знакомых гор, вспоминая, как катались там на канатке… Немного жаль было расставаться с уже привычным и таким гостеприимным и уютным Ереваном, но нас ждали новые впечатления и новые встречи. Мысли наши уже были в Дилижане — как нам там встретят, насколько суровые и проходимые там горы?
Однако и сам путь в Дилижан обещал стать самостоятельной экскурсией. Первую остановку мы сделали на полуострове Севан. Армен и Света, побывавшие здесь накануне, остались бродить по рыночку у стоянки, а мы по каменной лестнице поднялись над синими водами озера, обрамлённого фактурными заснеженными горами. Яркое солнце освещало Севан и мрачные древние стены двух оставшихся от некогда могучего монастыря Севанаванк храмов.
В храме Сурб Аракелоц (Святых Апостолов) шла праздничная служба, и мы немного послушали чудесное пение.
В VIII веке полуостров не был соединён с материком и представлял собой скалистый участок суши протяженностью чуть больше 250 м. Чтобы попасть на остров, необходимо было преодолеть вплавь около 3 км, поэтому селились на нём преимущественно рыбаки и беглые преступники. И вот тогда-то там высадились и обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество быстро увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили церкви, кельи и хозяйственные постройки. В монастыре некоторое время жил царь Армении Ашот II Железный. Рядом со стенами обители он дал сражение арабским воинам, которые подошли к берегу Севана. В Севанской битве участвовали и монахи Севанаванка, которые по случаю победы объявили её волей Провидения. В XVI—XVII веках были разрушены стены монастыря, в 1930 году с острова уехал последний монах, а 1931 была разобрана до основания церковь Сурб Аствацацин, полученные с которой камни были направлены на строительство санатория. Ещё один древний храм — Сурб Арутюн — давно лежит в руинах. Это была центрально-купольная базилика, в которой центральный купол был скомбинирован с трёхнефной композицией более древних храмов. Большинство таких монументальных сооружений оказались разрушены вследствие арабских нашествий и землетрясений, после чего, где-то с IX века, строители стали отдавать предпочтения небольшим церквям с устойчивой конструкцией…
Мы поднялись к вершине полуострова, чтобы полюбоваться красотой Севанских просторов. Море Севан! Второе по величине озеро мира площадью более тысячи квадратных километров, расположенное на высоте 1900 м и по всему периметру окруженное горными хребтами, укрытыми снегом. Ослепительно-белым под солнечным светом — и тем синее была бескрайняя озёрная гладь, и гуляли над светлыми просторами всегдашние ветры Севана. До слёз и соплей холодные и настырные. Так что вторая куртка, предусмотрительно надетая Леной, оказалась весьма кстати. И ветер только безобидно толкался в спину и плечи, усиливая впечатление от встречи с Севаном…
На прощанье мы заглянули и во второй сохранившийся храм. Который, вообще-то исторически первый — построенный ещё Григорием Просветителем в 305 году Сурб Карапета (Иоанна Предтечи).
На память о Севане Лена задумала купить кусочек сине-зелёного лунного камня — по уверениям местных, добываемого со дна озера — и убежала вниз. И успела приобрести прекрасный сияющий камень — когда увидела Андрея и Свету, купившую замечательные серёжки с армянским орнаментом. Похваставшись друг перед другом покупками, мы двинулись в дальнейший путь.
6 января 2019 г.