Найти тему
639 подписчиков

Родительство: стресс или кайф?

Когда моя дочка стала мамой, я задумалась о том, какой опыт родительства я хочу ей транслировать. Что такое быть родителями? Это постоянная тревога, ответственность, недосыпание, бесконечные обязательные дела, воспитание, страх, контроль? Или удовольствие от общения с любимым человеком, совместная интересная и насыщенная жизнь, доверие, кайф? И то и другое, конечно, но все-таки чего больше?

Мой личный опыт родительства был очень позитивным. Я родила сына довольно поздно, в 27 лет, он был таким долгожданным и желанным ребенком, что мы с мужем по-настоящему кайфовали от общения с ним, таскали его повсюду с собой, наслаждались и были счастливы. К этому времени я уже 7 лет проработала в школе, немного устала и с удовольствием ушла в декретный отпуск на год. Через 4 года решила, что такой опыт было бы неплохо повторить, и родилась Аня.

Разве не было в нашей жизни сложностей, болезней, проблем с детьми? Ну, были, конечно, но никаких тяжелых воспоминаний не осталось, кайф родительства с лихвой перекрыл неизбежный стресс.

В последние лет 5 я фанат Димы Зицера с его свободой от воспитания, с его любить нельзя воспитывать и с терапевтической целью время от времени пересматриваю все видео с его лекциями, беседами на темы детско-родительских отношений, чтобы настроиться на правильную волну. Но вот что я заметила: проходит время, и я сбиваюсь с этой волны, начинаю думать о том, что детей нужно все же воспитывать, а как же? А ведь еще когда был маленьким Антон, я сама говорила примерно то же, что и Дима: я его не воспитываю, мы с ним просто живем, просто разговариваем обо всем на свете, нам вместе хорошо, весело, интересно. И если я буду себя вести правильно, то и он тоже, а какие у него варианты? Но социум, школа, другие взрослые давят, и ты начинаешь потихоньку уступать позиции, уподобляешься нудным, скучным, воспитывающим родителям. И вот тут Дима с его убежденностью и страстью очень помогает опомниться, спасибо ему за это.

В общем, понятно, что я родитель мягкий, все понимающий, принимающий, прощающий, иногда даже чересчур. Интересно, что отношения с сыном у нас более простые, прозрачные, определенные, а с дочкой более сложные, неоднозначные, проблемные. Все же мы с ней очень близки, она мне абсолютно доверяет и на меня рассчитывает, а я стараюсь дать ей эту абсолютную любовь и поддержку.

И вот она сама стала мамой, довольно легкомысленно ступив на этот непростой путь. И что же я? А от меня сейчас требуется еще большего внимания к своим словам, большего такта, осторожности в выражениях, правильного настроя. А я прямо чувствую иногда, как в ответ на ее жалобы, раздражение из меня просто рвутся наружу все эти несправедливые и глупые слова, которых я где-то нахваталась: а что ты думала? чего ты хотела? дети нам даются непросто, быть родителем - это страдать и недосыпать, и сколько впереди еще будет проблем, а я же тебе говорила: не торопись, это твой ребенок и ты за него отвечаешь, это твои проблемы, ты уже взрослая, никто тебе ничего не должен и прочая ерунда. И я закрываю рот, глубоко дышу и молчу.

Еще стараюсь без необходимости не лезть с поучениями и своим опытом. Если она меня спрашивает о чем-то, говорю искренне: во-первых, я уже не помню, 20 лет прошло, во-вторых, за это время стандарты ухода за ребенком так сменились, что я просто многого не знаю. Узнай у молодых мамочек или в интернете. На многие ее страхи и опасения говорю коротко: забей, не парься, расслабься и не переживай по пустякам. Основную же свою миссию вижу в том, чтобы исподволь, без нравоучений, личным примером научить ее наслаждаться таким прекрасным возрастом - младенчеством, радоваться каждому новому умению малыша, восхищаться пока еще случайной улыбкой, живой и подвижной мимикой, запахами и звуками, цепкими ручками и сильными ножками.

В общем, бабушкинство - это тоже своего рода искусство, и я надеюсь его освоить.