Существует две крайности — малопродуктивные и, увы, весьма распространенные: стремление к сложности ради сложности и стремление к простоте ради простоты. Зачем впадают в первую — очевидно. Для повышения самооценки и социального статуса. Со второй крайностью значительно интересней.
Автор: Олег Колмычок — член Экспертного совета кафедры «Генеративная психотерапия» Академии социальных технологий, Мастер НЛП, психолог, писатель.
Дело в том, что простота бывает двух типов, которые, при полном внешнем сходстве кардинально различаются по результатам. В этой статье мы рассмотрим оба типа простоты и научимся их различать.
«Святая», наивная простота — это простота первого типа. Простота старушки, подкладывающей хворост в костерок еретика, утверждающего, что Земля круглая, а не плоская. Простота ребенка или подростка, делящего мир на черное и белое, и еще не столкнувшегося с оттенками и полутонами реальности. Простота восприятия, когда человеком осознаются и чувствуются всего две эмоции, два состояния: например, легкая досада и глубокое удовлетворение, а сменяют они друг друга строго в зависимости от содержания алкоголя в крови.
Продвинутая простота — это простота изложения в поздних рассказах Л.Н. Толстого. Простота действий целителя, побеждающего недуг простым нажатием на определенную точку. Простота одежды миллиардера, которому не нужно никому ничего показывать и доказывать, а удобство дороже «понтов».
Может показаться, что я порицаю наивную простоту. Это верно только наполовину. Наивная простота представляет собой естественный непропускаемый шаг в направлении продвинутой простоты. Плоха не сама «святая простота», а застревание в ней. Если подросток в 13 лет воспринимает мир сверхконтрастно — это нормально. Но если такое же восприятие сохраняется и в 30, и в 45, то пора беспокоиться.
От наивной к продвинутой простоте всего три шага. Языком психологии, это путь от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности. Опишем все этапы с помощью наглядного примера. Скажем, стрельбы из лука по мишени.
Этап №1: Бессознательная некомпетентность
Новичок, никогда не стрелявший из лука, делает первый выстрел, основываясь на своих наблюдениях за другими. Он просто стреляет, и стрела, разумеется, летит мимо мишени.
Этап №2: Сознательная некомпетентность
Новичок осознал, что стрелять он не умеет, и начал учиться, тренироваться. По мишени все еще не попадает, но уже знает, почему не попал в том или ином случае.
Этап №3: Сознательная компетентность
Новичок — больше не новичок. Он научился нормально стрелять. Чаще всего попадает, причем близко к центру мишени. Довольно долго целится, готовится, примеряется и знает, благодаря чему был успешным каждый конкретный выстрел.
Этап №4: Бессознательная компетентность
Лучник стреляет навскидку, почти не целясь, и всегда попадает в яблочко! Навыки достигли автоматизма.
Один из ключевых вопросов, что заставляет человека застревать на этапе «святой простоты», — это отсутствие доходчивой обратной связи о том, что он некомпетентен. Пребывая в иллюзиях (поддерживаемых им самим, семьей или окружающими), человек, мажа мимо мишени, полагает себя великим стрелком.
Застрять в простоте наивной — действенная психологическая защита. Осознать себя в чем-то некомпетентным может быть травматично, особенно в, казалось бы, зрелом возрасте. Для некоторых это прямо удар по ядру их личности. Поэтому они любой ценой сохраняют наивную простоту — бессознательную некомпетентность. Даже ценой существенного снижения качества жизни. Например, вместо того, чтобы признаться себе, что некомпетентны в вопросах построения близких, сердечных, мирных отношений с партнером и обратиться за помощью к психологу или записаться на соответствующий тренинг, они продолжают ежедневно (а то и ежеминутно) ссориться, выяснять отношения, пребывая в рукотворном аду.
Ловушка «святой простоты» — это ловушка сладкой иллюзии собственной непогрешимости, а, чтобы из нее вырваться, необходимо признать собственное несовершенство. Ведь только нечто несовершенное можно изменить, улучшить, развить. Развить до истинной — продвинутой простоты.