Найти тему
Joe Balabowski

Samp. Творечество. Геймдев

Оглавление
Как похорошел Vice City при самперах
Как похорошел Vice City при самперах

Прогуливаясь по наполненным ядом ублюдских касадоров и жестокими, обдолбанными спайсами рейдоров, пустошами Мохаве, я пустился в размышления об играх. Крестики-нолики и казаки-разбойники это, конечно, чистый наркотик постсоветской культуры развлечений, но я говорю о видеоиграх.

Мои онемевшие пальцы стирали клавиши, в глазах отражались свирепые мутанты, женщины с низкой социальной ответственностью в подворотнях Лос-Сантоса, солдаты Захаева, боль от невозможности убить очередного босса на локации. Красочные пейзажи из нулей и единиц возбуждали меня с самого детства. Но сейчас остановлюсь на одной конкретной игре, подарившей мне сотни часов в паутине персонажей и событий.

SAMP

Grove street....home
Grove street....home

SAMP - это модификация для игры детства миллионов - GTA San-Andreas. Мод даёт возможность создавать сервера, свои правила игры и делать, что грешной душеньке угодно. Самый сок - это РП сервера. РП от "Ролевая игра", создаёшь персонажа и отыгрываешь его, словно ты актёр театра. Не буду уныло расписывать про игру подробно, ибо суть сегодняшней цифровой скрижали не в этом. Суть в коммуникации, комьюнити, творчестве и геймдеве, и в недавнем осознании того, какое место в моей жизни занял samp, и как он на меня повлиял. Let me explain.

Samp вынуждает много общаться с людьми. Для полноценной игры люди создают свои организации, которые и отыгрывают, это может банда, бар, клуб, да что угодно. Невольно игрок знакомится с совершенно разными реальными людьми со всех уголков СНГ и не только, для того, чтобы проводить время вместе, выстраивая свою маленькую онлайн-социальную группу. В этом сообществе люди самоорганизовываются, ссорятся, мирятся, общаются на внутриигровые темы и выходят за их рамки, переходя в светские беседы о жизни, политике и увлечениях.

Благодаря сампу я знакомился с людьми из разных городов, стран и учился общаться, расширял свой кругозор. Узнавал подробности о создании проектов и внутреннюю кухню разработчиков. Нет, это не сумасшедшие бредни оправдания просиживания своей жопы в кресле перед монитором. Это реалии, bitches.

Фоновые знания о мире

Тот самый душнила
Тот самый душнила

Для крутого отыгрыша роли игроки изучают множество материалов по теме. К примеру, я много играл в байкерских клубах и сейчас знаю реалии жизни этой прослойки общества в США ( действие игры происходит за бугром). Быт, разновидности байкерских клубов, атрибутика, сленг, мотоциклы - теперь я разбираюсь в этом. Да, эти познания поверхностны, но это явно больше, чем у обывателя и для качественной игры хватало. Для того чтобы натурально отыгрывать байкеров и создавать ту самую атмосферу угара, социальной напряжённости и отношений между персонажами. Пригодились ли мне эти знания в жизни? Глобально - нет. Но это ещё одна тема для приятного разговора на кухне в 4 утра с корешем под пиво. Это расширение кругозора и познание другой, неизвестной жизни, которой у тебя не было и, вероятно, не будет. И так абсолютно со каждой ролью. Люди, отыгрывающие американских копов знают множество информации о полицейской системе США, разбираются в спец средствах и даже некоторых законах. Да, эти познания также не глубокие, но они зависят лишь о самого игрока и того, насколько он погрузится в тему и сколько материала изучит. Игра протягивает тебе руку, заботливо открывает окно и выбрасывает тебя в новый мир, который ты можешь лучше изучить. Подобные оказии расширяют кругозор, увеличивают насмотренность и наполняют твою мелкую душонку новыми гранями. Возможно, эти фоновые знания никогда и не пригодятся, но они точно сделают внутренний мир более насыщенным, а может даже дадут толчок творчеству, хобби и интересам.

Творческие порывы

Типичный сампюк создаёт топик на форуме
Типичный сампюк создаёт топик на форуме

Социальная жизнь в сампе делится на две части: Игру и Форум. На форуме существуют темы с описанием мира, организаций, событий, персонажей, а также происходит общение на внеигровые темы, например, книги и фильмы. Существуют отдельные разделы с биографиями персонажей, где игроки расписывают своего героя: Его жизнь, предысторию, характер, внешность. И чёрт возьми, как же это бывает качественно сделано. Игроки пишут огромные полотна текста, придумывая самые незаурядные истории и героев, достойных быть экранизированными или запечатлёнными на страницах книг. Топики наполняют тематическими изображениями и музыкальными вставками для создания нужной атмосферы при прочтении, встречал даже ребят, оформляющих темы собственными рисунками. Что это, если не творчество? Инициативные игроки проявляют себя как сценаристы, писатели, авторы, выплёскивают свои творческие порывы на страницах игрового форума.

Отдельно отмечу серверы с уникальным сеттингом и лором. Разработчики прописывают новые миры, вдохновляясь литературой и кино, создают сюжетных персонажей, существ, стороны конфликта, подобно самым настоящим сценаристам и гейм-дизайнерам. Платформа Сампа позволяет создавать в игре ландшафты, скины, механики, но о технической части поговорим позже. Самп становится для игроков островком творчества и самореализации, становится чем-то большим, чем просто инструмент для прожигания времени.

Таланты для геймдева

Кодзима бомба, честно говоря
Кодзима бомба, честно говоря

SAMP был спроектирован интузиастом под ником "Калькор" (Kalcor) и является независимой платформой. Серверы и весь контент создаётся самими игроками на чистой инициативе, хотя некоторым серверам, рассчитанным на массового игрока, удаётся зарабатывать большие...очень большие деньги, но речь не о них, а о людях.

Люди, разрабатывающие серверы, достойны отдельных аплодисментов. Трудоёмкая разработка сервера и организация его работы отнимает свободное от основной деятельности время, прожигает деньги, требует навыков менеджмента, продвижения, рекламы. Параллельно с эти требуется справляться с конфликтами внутри команды и поддерживать мотивацию, когда на фоне отдельные группа игроков, которых я бы назвал pid.....ну не будем о грустном, говорят о провале сервера и смачно поливают его словам, недостойными для нахождения в моём тексте.

Число людей в команде разработчиков и сложность поставленных задач могут быть разными, но суть работы всегда одна. Создание механик, дизайнов, моделей объектов и персонажей, маппинг, устранение багов, создание сайта, форума, группы в социальной сети и поддержание их работы. Весь этот труд тянет на реальную работу разработчиков коммерческих проектов. Через создание модов и интерес к играм в геймдев и приходят. Да, команды samp серверов могут быть неловкими в своей работе. Может не хватать опыта и сполна хватать ошибок. Но это грязное, непричёсанное начало большой и успешной карьеры.

Самп не был бы собой без скинов. Умельцы создают модели персонажей, машин, оружия, объектов и зарабатывают на этом деньги. Я лично обращался за уникальным обликом своего Умпа-Лумпы и заплатил за него 300 кровных рублей. Обретая новые 3D компетенции, простые ребята создают по-настоящему качественные творения и претендуют на места в геймдев командах.

Коммуникация и знакомства

тусовка на ай-пицце
тусовка на ай-пицце

За всё время игры в samp я повстречал самых разны людей. Профессиональных бойцов, моряков, юристов, врачей. Конечно же, преимущественно школьников и студентов. У всех самые разные взгляды на жизнь и при общении с каждым я узнавал что-то новое. Когда я был в зачаточном состоянии 13-летней личинки, я играл с парнями постарше и дивился чудному миру "взрослых ребят" 16-20 лет с историями про тусовки и девок. В 2014 году я узнавал мнения о Майдане от украинской молодёжи, общался с украинским АТО-шником, которого ранило на войне. Узнал, как он лечился в психбольнице после пройденных ужасов войны, слышал из уст украинцев наученные пропогандой бредовые одинаковые постулаты. Узнал, как простой 16-ти летний парень из ДНР был рад началу СВО, ведь он буквально половину своей жизни прожил под обстрелами. От него же узнал историю, как батальон "Азов" убивал мирных жителей деревни. Вероятно, пример с конфликтом на Украине покажется болезненным, но он ярко показывает как обычная видеоигра позволяет взглянуть на мнения людей с разных сторон баррикад. Встречал множество "троллей" - игроков с фейковых аккаунтов, которые писали чушь, оскорбляли и пытались вывести на эмоции, не страшась расплаты, скрываясь за аккаунтами-однодневками. Такие тролли научили меня быть терпеливее и не обращать внимание на подножный корм, который пытается тебя ущипнуть. Бесконечные обсуждения политики и истории это отдельная тема, которая с каждым новым спором укрепляла мой психологический щит. Именно в общении с самперами я узрел настоящих душнил и пришёл к мысли, что пусть мне лучше разобьют лицо кирпичом, чем будут проявлять пассивную агрессию. Я узнавал о жизни в разных городах и странах, шутил, смеялся, спорил и ненавидел. Однажды чуть не пошёл бить лицо одному парнишке из-за конфликта в игре...мне было лет 14 и тот парень ожидаемо слился, но это было. Самп подарил мне и сотням других игроков уникальный опыт коммуникации, это было прекрасно.

Мы - это контент, который потребляем

it's literally me
it's literally me

Я начал играть в samp в 11 лет, я даже не мог его самостоятельно установить, в этом нелёгком для моего нежного возраста деле пришёл на помощь сосед из детского лагеря. Сейчас 7 января 2023 года и мне 21. Я не играл в samp уже более полугода, но на протяжении всех лет эта игра присутствовала в моей жизни. Я бросал его несколько раз, делал перерывы в несколько месяцев, полгода, а может год. Но samp....samp never changes, он всегда возвращался. Я провёл в этой игре столько часов, примерил на себя столько ролей, переобщался с таким количеством человек, что уже и не сосчитать. Я не могу быть уверенным до конца, но эта игра сформировала меня как человека. Она подарила мне неповторимые ощущения и эмоции, уникальный коммуникативный опыт, открыла простор для творчества и причудливые виртуальные миры. Я не жалею о проведённых в ней часах, ведь она, от части, сделала меня мной. Я благодарен за мгновения радости и печали, побед и поражений. Я менялся, а samp был со мной всегда. Спасибо игре и людям, наполнившим мою жизнь. Это было чудесно.