Пока искала материалы к прошлой статье - о назойливой любви Жуковского к собственной племяннице, нашла интересные воспоминания дочери этой самой племянницы Екатерины Ивановны Елагиной (1820 - 1891 гг.), урожденной Мойер.
Екатерина Васильевна рассказывает такое ассорти разных случаев из жизни своих родственников, рассортированных по родам:
Род Буниных (к которому, по отцу, принадлежал, кстати, и поэт Жуковский, а мать автора принадлежала по своей матери).
Род Протасовых (к которому, по отцу, принадлежала мать автора).
Род Мойеров, (к которому принадлежал отец автора по своему отцу).
Ознакомившись с этими мемуарами, я вам хочу рассказать те моменты, которые, на мой взгляд весьма характерно описывают содержание голов русского провинциального дворянства второй половины 18 - начала 19 веков, причем, часто ход мыслей довольно неожиданный.
Вот например.
Суеверия.
Муж сестры Жуковского - речь идет о родителях племянницы Марии, в которую был влюблен поэт, приходился родным братом первой жене историка и придворного поэта Николая Михайловича Карамзина (1766-1826 гг.), Елизавете (1767 - 1802 гг.). Эта Елизавета, чей портрет не сохранился, всего год побывала счастливой женой - родила историку дочь и скоро умерла.
Так вот ее рождению предшествовала такая специфическая ситуация.
Отец Елизаветы имел сестру, у которой было несколько (!) глухонемых сыновей, и одна нормальная дочь. И вот эта дочь однажды сильно заболела, и была при смерти. И отец Елизаветы стал молиться за ее здоровье и предложил Богу взамен жизнь любого своего ребенка - даже любимицы - дочери Лизы (не этой, а другой). В итоге - его племянница выздоравливает, а дочь Лиза скоропостижно умирает.
Жена этого оригинала была в то время беременна, и скоро родила девочку. Девочку назвали Елизаветой (она и стала потом женой Карамзина), потому что ее отец был уверен, что это его любимая Лиза вернулась в новом обличии.
И вот посмотрите - сколько можно интересного найти в этом рассказе! Вроде бы 18 век. Все насквозь православные. Но - здесь тебе и вера в то, что один человек может умереть вместо другого (кстати, читала, что такая вера была распространена в средние века у монголов), и вера в реинкарнацию! Лиза в одном облике умерла - в другом - вернулась!
В тех же воспоминаниях есть еще одно упоминание о вере в переселение душ - одна родственница автора верила, что душа ее горячо любимой матери перешла сперва в ее племянницу, а потом в ее дочь. Причем там выходила накладка: некоторое время дочь и племянница жили вместе, и совершенно не понятно, как они эту одну душу делили, но верующую в переселение душ женщину это не смущало.
Как воспитывать незаконнорожденных:
Помещики вели весьма вольный образ жизни и имели много незаконнорожденных детей.
По поводу этих детей было интересное суждение: считалось, что незаконного ребенка нужно воспитывать в том состоянии, в котором находится его мать.
Страхи:
Интересны упоминания о том, чего боялись обитатели усадеб:
Есть упоминания о патологической боязни смерти (если кто - то из дворни умирал, для помещицы он просто исчезал - было запрещено говорить, что кто - то умер)
Страх мышей (хотя казалось бы их в помещичьих домах на природе должны были быть тучи) - если появлялась в комнате мышь, барышни с визгом запрыгивали на стол)
Страх быть заживо погребенным (один помещик просил для надежности перед погребением отрезать ему пятки - не очень понятно, как бы это его спасло от ситуации) - просьба не была выполнена. Но, кстати, приводится рассказ, как умерла горничная, и ее уже начали хоронить, как она очнулась...
Страх сглаза. Один помещик всю жизнь скрывал свое имя, так как боялся, что его испортят, если будут знать, как на самом деле его зовут. Он всегда назывался Алексеем Александровичем. И только на его похоронах знакомые с удивлением узнали, что его звали Лавр Ферапонтович.
Страх духов. В одном поместье видели приведения - каких - то бабушек, умерших 100 лет назад, родственника, который приехал в момент своей смерти совершенно в другом далеком месте... Духов боялась вся дворня, которая их якобы видела, но этот страх не мешал этой дворне безбожно обворовывать хозяйку.
Судьбы некоторых законных сестер и брата Жуковского:
***
Интересные данные о смерти единственного законного сына Афанасия Ивановича Бунина - отца Жуковского. Тот умер уже взрослым человеком - на собственном обручении. Он любил одну девушку, и хотел на ней жениться, но его отец дал слово другу, что сын женится на дочери этого друга. И сын так из - за этого переволновался, что не пережил обручения.
***
Одной из своих дочерей он тоже невольно испортил жизнь (речь идет об одной из сводных сестер Жуковского). Она была красавицей, и у нее был роман с одним помещиком, который был женат. От этого помещика она родила 2 детей. Отец об этом узнал (почему - то весьма поздно), и выдал ее замуж за неумного пустого человека, который не смутился ее прошлым. И вот только вышла она за него замуж, прошло несколько месяцев, и у ее прежней любви умерла жена. В итоге дама родила еще одного ребенка от мужа и в молодом возрасте умерла.
***
Сестра Жуковского, мать Марии, в которую он был влюблен, была очень красива. И ее будущий муж страшно ее ревновал, и так изводил ее ревностью, что она боялась выходить за него замуж. Но когда вышла - всю ревность как отрезало. Как объяснил это ее супруг - ревность жениха показывала страстную привязанность, а вот ревность мужа была бы оскорбительна для обоих.
Муж умер, оставив ее с кучей карточных долгов, когда женщине было всего 29 лет. Но она до конца жизни в знак траура о нем носила только черное платье.
Отношение к людям:
***
Рассказывается о помещике Киреевском, который во время войны 1812 года открыл в поместье больницу и ухаживал там лично за ранеными французами. А потом заразился от них тифом и умер.
***
Богатая помещица, угощая гостей, уговаривала их покушать словами: Кушай, батюшка, пожалуйста - не собакам же отдавать...
Эта статья - приложение к прошлой, поскольку родилась из изучения материалов к ней:
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Мой второй канал, которые не похож на этот):