Найти в Дзене
Мировая Экономика

Четыре сценария будущего от американского инсайдера. М. Хазин

Михаил Хазин в эфире передачи "экономика по-русски" предложил Дмитрию Дробницкому обсудить закулисные дела американской элиты: Дмитрий Дробницкий: Нельзя не вспомнить, если мы говорим не о непосредственно экономике, а если мы говорим о геополитике и политологии, то, конечно, я всегда вспоминаю одного американского человека. Он часто очень выступает с провокационными всякими заявлениями, привлекая к себе внимание, но когда читаешь его книги –не статейки, не выступления на телеканале, а именно книги, – ты понимаешь, что человек продумал всё очень-очень неплохо. Это Ян Бреммер – человек, который нарисовал картину, точнее он нарисовал четыре базовых сценария, куда движется мир после того, как разрушаться глобальные структуры. Он при этом, правда, апеллировал к большой семерке, к большой двадцатке – G7 и G20. Нарисовал картину G0 – большой нулевки, то есть когда никто никого не слушает, никаких форматов глобальных не осталось, а все сами по себе. Так книжка и называлась - «Каждая нац

Михаил Хазин в эфире передачи "экономика по-русски" предложил Дмитрию Дробницкому обсудить закулисные дела американской элиты:

Дмитрий Дробницкий:

Нельзя не вспомнить, если мы говорим не о непосредственно экономике, а если мы говорим о геополитике и политологии, то, конечно, я всегда вспоминаю одного американского человека.

Он часто очень выступает с провокационными всякими заявлениями, привлекая к себе внимание, но когда читаешь его книги –не статейки, не выступления на телеканале, а именно книги, – ты понимаешь, что человек продумал всё очень-очень неплохо.

Это Ян Бреммер – человек, который нарисовал картину, точнее он нарисовал четыре базовых сценария, куда движется мир после того, как разрушаться глобальные структуры.

Он при этом, правда, апеллировал к большой семерке, к большой двадцатке – G7 и G20. Нарисовал картину G0 – большой нулевки, то есть когда никто никого не слушает, никаких форматов глобальных не осталось, а все сами по себе.

Так книжка и называлась - «Каждая нация сама по себе». И первое издание книги имело подзаголовок «Победители и проигравшие большой нулевки» – «G0 World» – Мир большой нулевки.

Второй раз, когда дополнили издание и книга переиздавалась, она называлась «Что происходит с миром, когда никто не управляет?» Имея в виду, значит, соответственно, то, что Америка отходит от управления всем миром.

Вот был мир Pax Americana, где Америка всем управляет, а что теперь происходит в мире, где никто не управляет? Он нарисовал четыре сценария, основываясь на четырёх возможных вариантах, беря за точки отсчёта 2 фактора – это сила или слабость остальных стран, как он их называл, не Америки инее Китая, которые очевидно становится двумя могучими.

Иногда вовремя озвучить сценарий будущего значит повлиять на его реализацию
Иногда вовремя озвучить сценарий будущего значит повлиять на его реализацию

А второй фактор был – конфликтуют или сотрудничают Китай и Соединенные Штаты. Он нарисовал этот свой квадрат Бремера, как я его называю, четыре возможных сценария. Соответственно, если Китай и Соединенные Штаты сотрудничают, но остальные страны слабы, возникает мир большой двойки.

То есть Америка в полной мере, он это отдельно говорил, что это не мир, где существуют глобальная система и две выделенные страны в ней – Китай и Соединенные Штаты. Тем не менее – это мир большой двойки, который делит мир на пополам, а остальные как-то там существуют. При этом существуют не очень хорошо.

Значит, если Китай и Америка по-прежнему сотрудничают, но при этом остальные страны достаточно сильны, не так сильно, может быть, как Соединенные Штаты и Китай, то возникает концерт наций. Понятно, откуда взято – еще со времен Священного Союза это понятие.

Он предполагает современный концепт наций. Он говорит, что это наименее вообще вероятный вариант, куда идет мир.

Наконец, если Соединенные Штаты и Китай друг с другом конкурируют и враждуют, остальные страны слабы, возникает новая холодная война между США и Китаем.

А вот если США и Китай конкурируют, а остальные страны начинают подтягиваться и становится сильными, возникает мир региона – происходит разделение мира на целый ряд регионов и это, как он говорил, наиболее вероятный исход из нынешней ситуации.

То есть то, что мы называем регионализацией международный, не путать с регионализацией внутри страны, вот всякие такие вещи, то что ещё при Ельцине и так далее. На самом деле он все это дело проработал. Книга не очень большая – это не гроссбух такой здоровый…

Михаил Хазин: А когда она вышла?

Дмитрий Дробницкий:

Она вышла, первое издание было в 2012-м году в начале.

Михаил Хазин: То есть он прочитал «Закат империи доллара и конец Pax American?»

Дмитрий Дробницкий:

Да, да, Михаил, почти наверняка. Правда, он вообще к экономическим реалиям практически не обращался, поскольку он очень часто и плодотворно сотрудничал с таким известным экономистом американским Нуриэлем Рубини.

Михаил Хазин:

Вот я тебе скажу по поводу Рубини. Дело в том, что американцы очень тщательно следят за тем, что пишут в мире. И хотя нашу книгу «Закат империи доллара и конец Pax American» не переводили, но по имеющимся у меня данным, реферат по ней был написан и разослан по неким адресатам и Рубини свое пресловутое предсказание 2005 года по нашей книжке делал. Сказали оттуда. Это не я придумал. Я бы такое не придумал.

Дмитрий Дробницкий:

Да, кстати. Что за предсказание? Нуриэль Рубини – один из немногих, кто практически поэтапно, то есть что будет происходить, предсказал кризис 2007-го – 2009-го годов.

У нас его почему-то называют кризис 2008 года. Вот он прям в 2005-м году сказал точно, когда это произойдёт и сказал, что будет происходить. Вот прям подряд: какие рынки будут валиться и как все это дело будет происходить.

Любопытно, что, вот был фильм замечательный, я забыл как он называется, то ли обвал, то ли как-то ещё, который по событиям 2007-го – 2009-го годов, точнее самое начало, как заваривается кризис. Это художественный фильм американский, где группа исследователей ездит, но для них это какое-то откровение.

Они приезжают в какое-то новое место, где строится новый поселок и там танцовщица стриптиза взяла ипотеку нереального размера.

Михаил Хазин: Фильм «Игра на понижение».

Дмитрий Дробницкий:

Точно. Там довольно неплохо, кстати говоря, простым языком описывается, что такое деривативы, вот это вот все прочее. Там один из вот этих вот участников группы списан с Рубини.

Любопытная вот такая вещь, что он говорит: «У меня же есть человек, который в 2005-м году книгу написал» – вот такое вот прям указание у него. Так вот у Яна Бремера, просто это его такой партнёр по написанию некоторых статей и выступлений наа различных международных конференциях, поэтому он экономики в своих книгах старается не касаться. Считает, что это не его поля и туда не лезет, поэтому он от сани был это всё дело геополитически.

Читать в продолжение темы:

Почему компании США обеднеют

Такая постановка вопроса ещё совсем недавно выглядела как анекдот
Такая постановка вопроса ещё совсем недавно выглядела как анекдот