Найти в Дзене
Смотреть. Есть. Пить.

На рынке крепкого алкоголя начали происходить заметные изменения

Чрезмерное употребление алкоголя вредит всему!

В 2022 году уход запомнился тряской экономики не только у нас, но и в мире, со своей спецификой. У нас был уход зарубежных брендов, скачки курса валют, ну, и в связи с этим, стремление россиян сокращать расходы. Так что алкогольный рынок попал в турбулентную зону. По оценке специалистов компании Luding, зарубежные бренды, покинувшие Россию занимали до 40% в категории крепкого алкоголя. Таких глобальных изменений рынок не видел давно и сейчас происходит настоящий его передел рынка, когда старые компании ушли, а новые бренды только начинают входить. В целом, продажи росли практически во всех категориях и год для отрасли закончился даже хорошо.

Весь ушедший год на цену влияли изменения, связанные с логистикой и по оценкам знающих людей, в этом году останутся те же проблемы, правда уже не в таком глобальном объеме. Отечественные производители в состоянии заменить ушедших производителей коньяка, виски, шампанского и ликеров аналогичной продукцией и частично это уже делают. Нас ожидает конкурентная борьба за потребителя и между российскими производителями, так и с брендами, вернувшимися по параллельному импорту. Конечно, выиграет тот, кто предложит приемлемые цены и стабильное качество. Ну, а мы простые потребители будем только в выигрыше. Надеюсь…

-2

Ну, а пока народ переключился с недорогого виски, типа Bells т.к. в сегменте виски брендозависимость очень сильна и не найдя привычных этикеток, переходят на наш народный напиток в категории 500+. Последние 8 лет продажи водки падали стабильно, примерно на 1% в год, но в 2022 году все это падение было отыграно.

Кстати, про контрафакт, связанный с параллельным импортом, таможенники уже высказались: «В ходе таможенного контроля специалисты могут выявить контрафактный товар с помощью стандартных инструментов. Например, это таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), таможенная экспертиза и система управления рисками». А первые поставки крепкого алкоголя по параллельному импорту уже начались, что подтвердили в компаниях Лента и Магнит.

Что происходит с продажами можно судить по росту торговых площадей и их форматах. Например, последние пару лет в топах по открытиям были магазины «у дома», типа Пятёрочки, Магнита и т.п. то в этом году лидируют алкосторы. Чему есть логичные объяснения – они требуют меньшей площади, менее требовательны к аренде, требуют меньше дорогого импортного оборудования (холодильников, кофемашин и т.д.) и выдают на гора неплохую маржу.

-3

Как пример, номер один в списке сетей алкосторов по количеству магазинов это Красное и Белое, где на 1 сентября в сети было 12000 магазинов, а к концу года будет больше 13 100. Красное и Белое вместе с Бристолем входят в группу компаний Mercury и ожидается, что к концу года общее количество магазинов перевалит за 16 500. Кстати, у Красное и Белое продаёт продуктов уже больше, чем алкоголя, а их куриное яйцо - самое дешевое на рынке. Mercury Group, между прочим, поднялась на 4 место в Топ-10 российских сетей (по версии INFOLine).

-4

У сети ВинЛаб в наличии 1 250 магазинов, из них 450 открылось в прошлом году. У них появился новый формат торговли - без стеллажей с выкладкой и продавцов. Он ориентирован на покупателей, оформляющих заказы онлайн (через сайт или мобильное приложение), а также партнерские маркетплейсы. Можно сделать заказ непосредственно в пункте выдачи посредством сенсорного экрана. В этом плане ВинЛаб на шаг впереди всех.

-5

Интересно, что все крупные сети алкосторов имеют не московское происхождение, но в своих стратегиях на первое место они ставят столицу. Наиболее заметны две сети: «Градусы» (Градусы всего мира) имеющее Новгородско-Питерское происхождение (349 магазинов в 7 регионах). План на 2023 год - 150 магазинов. Ставка они делают больше на импорт с «ударными ценами» на не банальные позиции.

-6

И «Алкотека» родом из ЮФО (350 магазинов в 8 регионах) В Москве 17 магазинов. Они анонсировали открытия магазинов в Крыму, Севастополе, Воронеже и Ростове. Здесь делают ставку на ассортимент, который больше, с неплохими ценами и требования к локациям выше. «фишки» - развитый ассортимент России и Армении с неплохим ценовым предложением.

Есть еще сеть «Мильстрим», представлена по всей стране, и которая в 2022 году перевалила планку в 350 магазинов. Акцент сделан на продажи собственного вина. Сеть «Фанагория» (124 магазина в 26 регионах). У них магазины делятся на фирменные и партнерские.

Так что в плане развития и расширения сбыта работа кипит не шуточная.

-7