Найти тему
Об этом не говорят

На Западе только начинают понимать, что им не стоит недооценивать амбиции Китая в отношении нефтеюаня

И эти амбиции не стоит недооценивать не только на Западе, но и нам. Правда, если исходить из доступной нам информации, наши власти эту опасность понимают хорошо и оценивают её вполне здраво.

Как пишут, дедолларизация мировой нефтяной промышленности находится находится в опасной фазе "расползания". Такие вещи не происходят быстро, но решительно и постепенно, не совсем вписываясь в сегодняшнюю игру заголовков СМИ, в которую попадают только яркие события "здесь и сейчас". Но это происходит, и ход событий не изменится в зависимости от текущих, ближайших и среднесрочных геополитических событий. Золтан Позар из Credit Suisse недавно предупредил клиентов, по сути, о том, что дедолларизация мировой нефтяной отрасли идет полным ходом, даже если мы не можем увидеть окончательный результат из текущего момента времени.

И все это, конечно, связано с Китаем. Позсар делает расчеты ОПЕК за нас.

Около 40% разведанных запасов нефти, принадлежащих членам ОПЕК+, принадлежит России, Ирану и Венесуэле, которые продают ее Китаю с большими скидками и поддерживают план Пекина по использованию нефтеюаня [Россия так-то не очень, хоть Китай и очень хочет всю нашу нефть покупать за юани - прим. Об этом не говорят].

На страны Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ), прежде всего на Саудовскую Аравию и ОАЭ, приходится еще 40% доказанных запасов нефти, и они все больше заигрывают с Китаем.

Остальные 20% также доступны Китаю, а Китай уже является крупнейшим импортером сырой нефти в мире.

Все это означает, что дедолларизация идет довольно стабильно. Что касается мировой торговли, то на юань приходится около 2,7% расчетов, а на доллар — 41%. Из-за этих цифр может показаться, что угрозы доллару нет, но это только на первый взгляд. С нынешнего года темп замещения будет набирать обороты.

Как сообщал ранее в декабре Oilprice.com, глава Китая Си Цзиньпин пообещал активизировать усилия по содействию использованию юаня в энергетических сделках, предложив на саммите в столице Саудовской Аравии странам ССАГПЗ в полной мере использовать Шанхайскую биржу нефти и природного газа для осуществления торговых расчетов за углеводороды в юанях.

Год, который только что завершился, следует считать годом, когда нефтеюань действительно окреп, поскольку Китай прокладывает путь к увеличению закупок нефти и газа в странах, дружественных к нефтеюаню.

В записке для клиентов, опубликованной Irish Times, Позар предупреждает, что «Китай хочет переписать правила глобального энергетического рынка», и он сделает это, сначала убрав доллар с орбиты стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), которые пострадали от долларов в своих валютных резервах.

Западные санкции против России является окном огромных возможностей для Пекина, который теперь заявил странам Персидского залива, что Китай является "абсолютно гарантированным покупателем нефти и газа" с оплатой в юанях, а Си обещает «импортировать сырую нефть [и природный газ] в последовательно и в больших количествах из GCC».

Поездка Си в Саудовскую Аравию в начале декабря была связана именно с юанем. Это был определяющий момент для нефтеюаня. Это было предложение, которое было принято. В ходе визита Китай и Саудовская Аравия подписали торговые сделки на сумму более 30 миллиардов долларов. Это кредитное плечо в размере 30 миллиардов долларов, которое только поможет дальнейшему продвижению нефтеюаня.

Более 25% китайского импорта сырой нефти поступает из Саудовской Аравии, и представляется неизбежным, что страны Персидского залива постепенно перейдут на нефтеюань, даже если на этом пути будет много препятствий из-за их подверженности западному финансированию.

На что западные умы делают ставку — буквально — на тот факт, что только у Китая есть 1 триллион долларов в казначейских облигациях США. А что касается саудовцев, то они действительно завязаны на западную финансовую систему и нефтедоллары. Отмена привязки рияла к доллару, хотя она и обсуждалась очень тихо (только с чисто исследовательской точки зрения), было бы довольно сильным потрясением для Королевства, чем наследный принц, вероятно, не захочет рисковать в течение очень долгого времени. Но он будет активно обсуждать нефтяные сделки с Китаем в юанях.

Китай готов быть терпелив в достижении своей цели, чем может вообразить любой западный ум. Речь идет о медленном ослаблении "трона" доллара на рынках нефти и сырьевых товаров, а также в качестве предпочтительной резервной валюты. Именно в этом суть БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

И с каждым геополитическим потрясением, с каждым закручиванием санкционных гаек Западом, Пекин продвигается немного дальше в своих нефтеюаневых целях.

Никакого анонса не будет. Не будет сильного шума. Это будет происходить постепенно. Это будет происходить очень медленно. И Западу будет сложно найти свою опору, когда в долгосрочной перспективе возникнет новый глобальный энергетический порядок.

Посмотрим, что у Китая получится.