Найти в Дзене

Тайнопись узоров узбекских ковров. Часть 2.

При всей геометризованности декора узбекских ковров можно выявить несколько групп орнаментальных мотивов:

– знаки космогонии: медальоны в виде крестов, простых, ступенчатых и зубчатых ромбов, восьмилучевые звезды, квадраты (обжитое пространство, охраняемая территория), вихревая свастика (солярный символ), меандр (вода, плодородие, беспрерывное течение жизни). Это наиболее популярная группа, являющаяся основой коврового декора. Мотивы так или иначе связаны с благопожелательными идеями, «обещают» покровительство богов, вечный ход жизни, надежду на плодородные сезоны, прибавление в семье.

– зооморфные мотивы: в основном изображение бараньих рогов – главного тотемного символа степняков, разнообразные геометрические элементы с «животными» названиями: туя буин (шея верблюда), итизи (след собаки), курбака (лягушка), окузкузи (глаз быка), кеклик-туш (грудь кеклика), аждахо (дракон) и проч. Всех их объединяет одно: изначальная связь с тотемизмом. Мотивы этой группы призваны передать животное в типичном для степной художественной традиции приеме «целое по части» – parsprototo. Этот прием свидетельствовал об изначально культовом характере животных – тотем, он же покровитель рода, необходимо было изображать опосредованно, зашифровано, посредством характерных символов.

– растительные мотивы: они встречаются преимущественно в вышитых коврах (группа энли) и появляются достаточно поздно, как отражение тех процессов в жизни номадов, которые были связаны с переходом к оседлому образу жизни и адаптацией мотивов, типичных для земледельческих культур. Такие мотивы также связаны с плодородием.

– предметные мотивы: в основном это предметы кочевого быта, имеющие одновременно магическое значение. Среди них кереге – решетчатое основание юрты как символ дома, магической защиты, куйгур – кожаный сосуд для кумыса (плодородие), пичак учи – острие ножа (оберег, защита), тарак – гребень (оберег, защита), тумор, туморча – треугольный амулет, амулетик и т.п. К этой группе можно отнести и тамговые знаки (знаки племенной принадлежности), в основе которых часто было изображение бытовых предметов.

– служебные элементы – мелкие геометрические формы, служащие для связки более крупных мотивов декора, пунктирные, волнистые полосы, ломаные линии и др

Практически все перечисленные мотивы орнамента традиционны для коврового искусства Средней Азии и – шире – стран, охваченных миграциями тюрко-степных народов.

Ковры различного дизайна и стиля вы можете посмотреть и приобрести в нашей студии ковров Persepol.
Бесплатно подбираем ковры под ваш интерьер.