Праздники, оно, конечно, хорошо, но зима – время суровое, «болючее». Лютуют сезонные вирусы, от долгоиграющих «сопливых» рино-адено до жёсткого гриппозного и недавнего хита-который- нельзя-называть (алгоритм дзена вешает ограничения на показы таких статей, попробуем его обдурить).
Но сегодня вспомним другую вирусную заразу, от погоды не зависящую. Что не исправить с помощью зонта, почти, как в той песне. Точно, поговорим о ВИЧ, который СПИД. Что-то последние годы исчез он из повесточки, неужто забороли гадость на корню?
Хотя вру, проскочил тут сериальчик «Нулевой пациент», яркий, склёпанный по всем голливудским лекалам. А по сути – антисоветская поделка, про борьбу прогрессивных одиночек с тупым закоснелым «совком». Только Ефремов 3.0, журналист (он же режиссёр) Стычкин и молодой Горбачёв смогли заразу победить. Ляпы и ложь данного «кинопродукта» разбирать не будем – направленность у канала не та. Давайте лучше посмотрим на сегодняшнюю ситуацию с этой болезнью.
Для начала вспомним (или узнаем, если вдруг пропустили когда-то), что ВИЧ и СПИД не синонимы. Первое – это название самого вируса иммунодефицита. А второе – уже болезнь с клиническими признаками. Точнее, синдром приобретённого иммунодефицита, с различными проявлениями, от специфической опухоли (саркома Капоши) до пневмонии и сепсиса. По-английски, будет такое звучать, как HIV и AIDS. Слово speed у них значит «скорость», к вирусу отношения не имеет. На сленге наркоманском так обзываются наркотики возбуждающего действия.
По поводу того, что СПИД изобрели американцы в 80-х. Взяло злое ЦРУ африканских обезьян и давай из них бакоружие делать. А голубые от них заразились и привезли эту «чуму» в штаты, а потом и в Европу. Версия, честно говоря, на уровне известного телеканала, хотя некоторые элементы и соответствуют истине. Точнее, её сегодняшней версии. Как она выглядит?
Прямо, как в песне Высоцкого – где-то в жаркой Африке, центральной её части (Южный Камерун), жил этот вирус в обезъянах испокон веков и людей до поры до времени не трогал. Да и не каждый брат наш меньший из 45 видов, подверженных носительству ВИО (SIV, Simian immunodeficiency virus), заболевал и погибал от этого вируса.
Но, как и положено таким органическим структурам, чтобы выжить и приспособиться, он постоянно изменялся, мутировал. И в определённый момент стал «кусачим» (патогенным, если по науке) и для человека. Местные жители с обезьянами всегда были «на короткой ноге», в смысле – ловили и ели. И ничего, питательно. Но с 20-х годов прошлого века стала проявляться у лиц, контактировавших с обезьяньей кровью, непонятная болезнь.
Именно это время и считается датой «рождения» СПИДа. Это ж откуда известно, сто лет назад вирусы разглядывать не умели, да и что там могли дикари диагностировать?
Вот только есть в тех жарких краях целый университет, в городе Киншаса (Конго), основанный ещё бельгийцами в 1954 году. С медицинским факультетом, конечно.
И образцы тканей умерших от непонятных болезней умела наука уже тогда «консервировать» - заливать фиксатором (тем же парафином), а затем тонко нарезать и на стёклышках хранить, практически вечно. Сравнили эти образцы (прежде всего, взятые из лимфатических узлов) уже в наше время – изменения точь-в точь, как у умерших от СПИДа современников! Из подобной «консервы», правда, более «свежей» (1966) были выделены и кусочки вирусной РНК. Сам же вирус открыт ещё позже – в 1983 году. О его устройстве, отличиях от гриппозного и прочих собратьев поговорим в одной из следующих, статей. Сегодня – «об этапах большого пути».
Большинство современных исследователей связывают начало эпидемии в США с экзотическим (для нас) карибским «раем» - Гаити. Не путайте с Таити, это в далеко в Тихом океане, ближе к Австралии.
Почему этот остров, а, например, не Куба? Там железный Фидель прикрыл американскую «секс-лавочку» ещё в 1959 году. Вот и вышел сосед по карибскому бассейну в лидеры «туризма» такого рода, в том числе и гомосексуальной направленности. А с другой стороны – поток африканских мигрантов, бежавших от «конголезского кризиса» 60-х. Убийство Лумумбы, американо-бельгийская операция «Красный дракон», постоянные войны и перевороты – времена в Африке были «весёлые». В течение которых США и «цивилизованные европейцы» только поспособствали продвижению вируса в страны «первого мира». Доказательство тому – схожесть вируса в Конго, Гаити и у пациентов «первой волны» в штатах – ВИЧ-1, группа М, подтип В. Сейчас, кстати, самая распространённая разновидность в мире.
Искать тут «нулевого пациента» - удел журналистов, жаждущих дешёвой сенсации. Не хочу обижать их профессионализм, но тут «свободная пресса» явно села в лужу. Не в первый и не в последний раз, работа такая. Посудите сами.
Почему нулевой, а не первый, никогда не задумывались? В этом несчастном болезнь самозародилась, получается? Это же бред какой-то, к математике и эпидемиологии отношения не имеющий! А ларчик просто открывался.
К началу 80-х, когда в США счёт больных шёл на десятки (носителей, скорее всего, уже были тысячи), в прессу просочилась история болезни крайне «показательного» пациента. Наиболее вероятно – «слив» из отчёта американского Центра по контролю и профилактике заболеваний. Манерный красавчик Гаэтан Дугас (Дюга, если по-французски читать Dugas) служил бортпроводником (стюардессой, если начистоту) в авиакомпании Air Canada.
Жизнь вёл крайне активненькую, по собственному признанию – до 2500 половых партнёров! В том числе, и после постановки диагноза. Итог закономерен – СПИД, полиорганная недостаточность, смерть в 1984 году. Эпидемиологи обозначили его, буквой «О». То есть, outside, прибывший в США извне. А номер у него был 57!
Кого это интересует, когда в воздухе повеяло скандалом и сенсацией? Вот и стал канадец нулевым пациентом, просто по репортёрской неграмотности гражданина Рэнди Шилтса, сотрудника «Сан-Франциско Кроникл». Который так и оставил эту очепятку в книге «А оркестр всё играл» 1987 года. Для хайпу и продаж, понятно.
Но ложный термин, так понравившийся отечественным киноделам, так и остался. А по штатам уже бродили и NY1000 (тысячный в Нью-Йорке) и LA 5000 (Лос-Анжелес). Гораздо более опасные, чем «жидкий» Т-1000.
Как же вышло, что спустя 30 лет, к 2017 году карта распространения ВИЧ инфекции стала выглядеть так?
Почему Россия «желтее» Европы, Индии и Австралии, а США, Китай и Аравия с Турцией вообще белые? В следующей статье вспомним грустную историю появления СПИДа у нас, а затем и разберёмся с этой непонятной географией.
А пока – будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!
Приобрести книгу «Жить – хочется!» Часть 1 можно тут.
Вторая часть, про другие органы и их болезни – здесь.
Уже и третья вышла, сердечно-сосудистая. Находится она по этой ссылке.