Однажды, осенью 957 года княгиня киевская Ольга объезжала свои владения. Утомительный день клонился к закату. Спешившись, Ольга подошла к берегу реки Великой. Внезапно ветер стих, наступила необычная тишина, свинцовые тучи расступились, с неба пролился золотой свет. Три ярких луча сошлись в одной точке, там где высился каменный мыс на противоположном берегу. В чудесном видении княгиня увидела волю Божию и воскликнула: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен, во всем изобилен».
Так в окружении языческих капищ вырос первый на Руси христианский собор, а вокруг него город.
Если отвлечься от легендарных версий, возраст Пскова точно неизвестен. Археологические раскопки показывают — на территории возле слияния рек Псковы и Великой люди жили ~ 2000 лет назад.
Название произошло предположительно от литовского «Piskava» — «смолистая вода» или древнеславянского «Плесков» — «излучина между рек».
Официальной датой основания города считается 903 год по первому упоминанию в «Повести временных лет», написанной в XI веке. Монах-летописец Нестор зафиксировал факт бракосочетания князя Игоря и девицы Ольги родом из Плескова.
Несколько веков девушке пытались приписать знатное происхождение. Сейчас доказано, что родилась она в небогатой варяжской семье в деревеньке Выбутская (12 км от Пскова), звалась Хельгой, хорошо управлялась с лодкой и веслом, зарабатывала на приданное, перевозя желающих через Великую.
Княжич Игорь Олегович охотился в псковских лесах, оказавшись на берегу реки, окликнул перевозчика. Веселая голубоглазая блондинка ему очень понравилась. На циничные приставания девица ответила категорично: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».
Когда Игорю пришла пора жениться, он вспомнил о гордой красавице-псковитянке. Из стольного Киева в деревню Выбутскую прибыли сваты. Как в сказке простолюдинка стала женой великого князя, матерью доблестного полководца Святослава, бабушкой крестителя Руси Владимира Красное Солнышко.
Согласно «Повести Временных Лет» Ольга-Хельга в 955 году приняла христианство и церковное имя Елена - в Константинополе, а царь византийский назвал женщину Мудрой.
В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинский ключ, Ольгинская часовня — на том месте, откуда княгиня увидела три луча.
Зураб Церетели подарил городу памятник; установлен в сквере возле гостиницы «Рижская». Еще одна скульптурная композиция «Княгиня Ольга с внуком Владимиром» Вячеслава Михайловича Клыкова занимает почетное место на центральной Октябрьской площади.
Дата рождения великой княгини не установлена, где-то между 893-920 гг.; умерла она 11 (24) июля 969 г., похоронена в Храме Успения Пресвятой Богородицы (Киев).
За неполных 12 лет от обещания «На этом месте будет храм Святой Троицы...» и смертью, Ольга успела многое сделать для своей малой родины.
Главное, Псков получил сердце и символ — Свято-Троицкий кафедральный собор.
Первая деревянная реплика X века, конечно, не сохранилась.
Князь новгородский Всеволод Мстиславович, изгнанный из Великого Новгорода из-за поражения в битве с «финландцами» возле Клина, был радушно принят псковичами. В 1138 году он распорядился строить каменную церковь на месте сгоревшей деревянной. Мощи святого благоверного Всеволода Псковского до сих пор хранятся в соборе.
В 1363 году Троица обрушилась.
Очередная «новая» простояла почти 300 лет, но в 1609 году сильно пострадала от пожара.
Современный вид храм приобрел в конце XVII века «по грамоте великих государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и великой княжны Софии Алексеевны к преосвященному митрополиту Иаркеллу».
Мастера старательно выдержали московскую архитектурную традицию — пятиглавие. В качестве строительного материала использовали тесаные известняковые плиты. Высота центрального купола 78 метров, он виден из любой точки города.
Извечная проблема псковских построек – хрупкость камня и неустойчивость болотистой почвы.
Неравномерная осадка потребовала установки контрфорсов. Нижние открытые галереи заложили кирпичом.
Сейчас наметился очередной комплекс проблем.
Поэтому, если Вы не успели побывать в Пскове — торопитесь. Свято-Троицкий кафедральный собор готовится к долгой реконструкции.
Белоснежный, стройный храм лишен настенных росписей, зато имеет уникальный иконостас с позолоченной резьбой и 7-ю рядами икон: деисусный; праотеческий; праздничный; пророческий; местный; Страсти Господни занимают 2 верхних яруса.
По мнению исследователей, иконы писались в мастерской московской Оружейной палаты под руководством Федора Васильева; резьба по дереву — работа белорусских мастеров.
Одна из главных святынь — Чирская (Псковская) чудотворная икона Божией Матери. Впервые упомянута в 1420 году в связи с избавлением жителей Пскова от морового поветрия. Считается покровительницей новообращенных христиан и вдов.
Внутри центрального Троицкого престола красиво и душевно. Все устремлено ввысь: своды, мысли, церковное пение.
Нам посчастливилось застать предновогоднюю Божественную литургию для верующих, желающих встретить гражданский Новый год.
Изумительное действо. Произвело впечатление даже на меня, атеистку.
Свято-Троицкий собор — жемчужина Псковского кремлевского ансамбля. Его история началась вместе с развитием города. Храм был и остается центром духовной жизни. Не случайно Псков называют «Домом Святой Троицы».
Рядом с собором стоит в лесах многоярусная колокольня (XVIII в.). Во всей красе мы (видимо) увидим ее еще нескоро.
Ремонт не мешает перезвону самых древних в России звучащих колоколов.
Со смотровой площадки возле Ольгинской часовни открывается хороший вид на Псковский Кром и инсталляцию «Россия начинается здесь».
Говорят, «РОССИЯ» — демонтированная вывеска с одноименной знаменитой гостиницы, привезена в Псков москвичами. Местные власти использовали этот оригинальный дар, как основу слогана. Были недовольные и возмущенные. Вопрос о правомочности установки решался в суде. Вердикт — надпись законна.
Насколько она правомерна с исторической точки зрения?
Почему бы и нет… Свято-Троицкий собор — христианский храм, построенный по приказу киевской княгини Ольги задолго до крещения Руси, действительно являлся первым, открывающим выход из языческой дремучести.