Найти тему
DM_812

Остановит ли уход GTT строительство газовых супертанкеров на "Звезде"?

В начале января ряд СМИ сообщили о решении об уходе с российского рынка и остановке контрактов с дальневосточной верфью "Звезда" французской многонациональной инженерной компании GTT Group. Специализирующейся на системах мембранной изоляции, предназначенных для транспортировки и хранения сжиженного газа.

По обыкновению эта новость тут же разлетается на несколько информационных направлений. В зависимости от позиций и компетентности издания или комментатора.
Для любителей покритиковать и придаться "всёпропальщецким" настроениям - это просто подарок! Ведь тема нашей тотальной зависимости в технологиях и технологических решениях - всегда лежит в основе скепсиса для любых начинаний.
Дальше всё ограничивает лишь фантазия и в рассуждениях можно уйти и до "полного краха отрасли". Предлагаю не предаваться эмоциям, а взглянуть на ситуацию более сбалансировано.

А был ли сюрприз? Всё то, что становится достоянием широкой общественности, если это не что-то экстраординарное или следствие непредсказуемых событий, чаще всего давно уже известно тем, кто "в теме". И, конечно, решение об уходе GTT не было сюрпризом для наших корабелов и представителей газовой отрасли.
Сперва нам нужно мысленно перенестись в 2019, когда компания GTT подписала контракт с совместным предприятием нефтесервисной Saipem и турецкой Renaissance Heavy Industries - Saren B. V. На проектирование и строительство платформ, где будут размещены модули с оборудованием для сжижения газа для российского проекта «Арктик СПГ-2».
В конце июня 2022 года стало известно о приостановке выполнения обязательств по контракту компанией Saipem из-за рисков попасть под санкции. В июле российская компания НОВАТЕК сообщила о намерении сменить подрядчиков. После чего компания GTT получила уведомление о намерении расторгнуть контракт.

Проще говоря, "бракоразводный процесс" был запущен ещё за полгода до официального объявления об уходе с российского рынка.

Судостроительная верфь "Звезда" - учреждена в 2015 году. За этот короткий промежуток времени компания стала ведущим предприятием по строительству наиболее крупных танкеров и газовозов класса "Афрамакс". В 2021 году на верфи было завершено строительство одного из крупнейших в мире сухих доков. Длиной 485 метров и шириной 115 метров. Необходимого для постройки новейших танкеров ледового класса с максимальной загрузкой.

-2

Компания GTT участвовала в реализации проекта строительства 15 СПГ танкеров, которые должны быть построены в ближайшие годы на верфи "Звезда".
В опубликованном пресс-релизе GTT сообщается о выходе из всех проектов, кроме двух самых современных.
Что касается специализации. GTT является мировым монополистом в области криогенных систем СПГ-танкеров. Говоря простым языком: проектирует и производит что-то вроде особых "
супер-термосов" для перевозки сжиженного газа. И все крупнейшие верфи, включая лидера отрасли - Южную Корею, а так же набирающих обороты китайцев пользуются услугами GTT.

-3

Главный вопрос?
Вообще сегодня уже довольно странно в который раз слышать весь этот вой
: теперь нам точно конец. Весной прошлого года то же самое говорили о реализации проекта инвестквот по строительству рыболовных траулеров. Однако пока все контракты реализуются в рамках намеченных графиков. Схожие разговоры были в теме самолётостроения. Нашумевшие турбины Siemens, да и вообще роль этой компании в России.
Есть ли хоть один пример, когда целая отрасль или стратегически важное направление было бы обрушено в результате ухода какой-то из компаний?

Вполне вероятно, что сложившаяся ситуация замедлит ход строительства новых танкеров. Но совершенно очевидно, что решение в том или ином виде будет найдено. А, учитывая тот факт, что понимание к чему идёт дело было ещё в середине лета - оно наверняка уже есть и вполне вероятно реализуется. Как происходит это в других сферах.
На выходе вместо участия иностранной компании мы получим свои технологии. А компания GTT помимо потери перспективного рынка – ещё и конкурента! Ведь ясно же, что после того, как базовый танкерный флот будет сформирован, наши судоверфи обретя достаточные компетенции и опыт смогут приступить к реализации зарубежных заказов. Хотя, насколько мне известно, кое-что в этой области происходит уже сейчас.

Что до паникёров-всёпропальщиков. Эти всегда найдут о чём покричать.

Весно-летом я планирую большую поездку на ДВ с посещением нескольких мест и съёмки фильма. Надеюсь мне удастся договориться с ОСК и посетить самую молодую, но самую мощную российскую судоверфь. И сделать полноценный репортаж о реализации проектов.

Спасибо за внимание к публикации. Жмите кнопку палец вверх! Делитесь своими мыслями в комментариях. Подписывайтесь, если ещё нет.

Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК
vk.com/dm_812