Найти в Дзене
дневник ролевика

Фехтование испанской навахой в сравнении с фехтованием мечом

Исторический (именно исторический, не современный!) ножевой бой - это до сих пор немного "вещь в себе". Так уж сложилось, что источников по нему очень мало, несмотря на активное употребление короткоклинкового оружия в самых разных культурах и в самые разные эпохи. Их почти нет - даже в таких "ножевых" регионах, как Балканы, Кавказ, Турция и т.д. Для средневековой Европы есть техники по владению кинжалом, но они никогда не выделялись там особо, и всегда входили в курс общей подготовки, наравне с приемами борьбы, владением разными видами мечей, древковым оружием и т.п. С XVI века в большинстве европейских стран кинжал в фехтовании - вообще почти везде всего лишь напарник меча, и входит в комплект "шпага и дага". Но очень редко где дается как самостоятельное оружие. Тем интереснее было найти, да еще в переводе, так называемый "Учебник вымогателя" - описание техник испанской навахи, изданное в 1849 году. Правда, его современный переводчик несколько... Одиозен, особенно когда включает режи

Исторический (именно исторический, не современный!) ножевой бой - это до сих пор немного "вещь в себе". Так уж сложилось, что источников по нему очень мало, несмотря на активное употребление короткоклинкового оружия в самых разных культурах и в самые разные эпохи. Их почти нет - даже в таких "ножевых" регионах, как Балканы, Кавказ, Турция и т.д.

Для средневековой Европы есть техники по владению кинжалом, но они никогда не выделялись там особо, и всегда входили в курс общей подготовки, наравне с приемами борьбы, владением разными видами мечей, древковым оружием и т.п. С XVI века в большинстве европейских стран кинжал в фехтовании - вообще почти везде всего лишь напарник меча, и входит в комплект "шпага и дага". Но очень редко где дается как самостоятельное оружие.

Наваха
Наваха

Тем интереснее было найти, да еще в переводе, так называемый "Учебник вымогателя" - описание техник испанской навахи, изданное в 1849 году. Правда, его современный переводчик несколько... Одиозен, особенно когда включает режим "Аз есмь единственный носитель тайного знания", поэтому ко всем его личным дополнениям исторического труда нужно относиться с разумным скепсисом - а их там около половины книги...)

Уточнение. Я бы это название скорее перевел как "Учебник рэкетира", поскольку "баратеро" в терминологии того времени - это бандит, вымогающий "налог" с лавочников, владельцев игорных домов и т.п...

"Во первых строках нашего письма" хочу дать пояснение для читателей нашего времени. Когда в "Учебнике" говорится о занятии стойки и о кое-каких других формальных, с нашей точки зрения, вещах - здесь подразумевается поединок. Некая форма дуэли, пусть и маргинальной, "по понятиям". Это совершенно не тот, гм, обычай, какой встречается у криминала нашего времени, где ножом всегда бьют неподготовленную жертву и неожиданно. По испанским уличным "законам чести" это был поединок, часто в присутствии свидетелей (хоть бы их потом суд днем с огнем не находил), поэтому требовалось его обставить должным образом - хотя бы дать противнику занять позицию. Ну а начиналось все обычно с универсального "Слышь, пошли выйдем..."

Резать прямо на месте считалось... Ну, почти неприличным.

Именно поэтому многие принципы боя на навахах - они, в общем, такие же, как в классическом фехтовании. Это стойка, дистанция, тайминг - и... Кое-какая шагистика. Как мы увидим в дальнейшем, вполне фехтовальная...)

Итак, базовая стойка по "Manual del baratero":

-2

Она фронтальная (в отличие от техник для длинноклинкового). Наваха (складной нож) держится (в этом случае) прямым хватом, но горизонтально, с большим пальцем на плоскости клинка. Лезвием - к себе. Это связано с большим количество режущих и подрезающих ударов.

Свободная рука - впереди, и прикрывает низ живота. Это необходимо либо для перехватов противника за атакующую руку, либо для... Парирования. Поскольку "нормальные" отбивы, клинком, для короткого ножа почти невозможны.

Это уличная техника боя, которая подразумевает разумный "гамбит" - лучше обойтись порезанной рукой, чем порезанным животом. Для парирования можно использовать шляпу, плащ, намотанный на руку, и т.д., но "Учебник" логично предупреждает - в этом случае вы не сможете выполнять перехваты. А там уж решайте сами, что вам ближе и лучше - сохранить возможность схватить врага за руку, но с равной (и даже довлеющей) вероятностью получить ранение в руку, или лучше защитить эту руку.

-3

Сравните с этим. Из знаменитого фехтбука Майра:

-4

Если вы намерены защищаться плащом, шляпой, камзолом и т.п. в свободной руке, тогда стойка меняется с фронтальной на боковую. Вперед выставляется "синхронная" свободной руке нога. То есть левая рука с плащом - левая нога вперед, правая рука - правая нога.

Все то же самое, что и в обычном фехтовании со щитом. Те же принципы, других не завезли. Да, должен отметить, что здесь нет намеков и указаний на необходимость переучивать левшу, каковые есть практически во всех школах "классического" фехтования - что в Европе, что в Японии.

Это же относится и к классическому способу перемещения. В "Учебнике" они названы разворотами, но по сути это - то, что я называю уходом в диагональ. Слова другие, смысл тот же самый.

-5

Здесь "хиро" - атакующий боец, "контрахиро" - обороняющийся. Когда первый выполняет сей "боевой заход", стремясь зайти противнику во фланг, второй отставляет одну ногу назад с "подбоевой" стороны, разворачиваясь вполоборота и встречая врага лицом.

Но это на бумажке так красиво и четко звучит. В реале это выполняется на адовых скоростях, и шансов на то, что вы успеете ускользнуть "в диагональ" от опытного противника синхронно с ним... Вы должны быть для этого таким же мастером.

О чем в "Учебнике" честно написано.

-6

Такая же техника перемещений, отмечу, есть в немецкой школе длинного меча, есть и в японском кэндзюцу, но там проще - дистанция больше, ибо клинки длиннее. Хотя и в них в боевой обстановке подобный трюк очень непросто выполнить.

А ведь можно еще и ответочку схватить...)

Техники нанесения ударов я сейчас касаться не буду (возможно, позже), остановлюсь пока на способах защиты.

В плане защиты... С этим все сложнее всего. Фактически основной способ защиты на короткоклинковом - это разрыв дистанции. Отклоняй корпус, отходи, если не успеваешь - отпрыгивай (правда, не рекомендуется), и только в крайнем случае пытайся перехватить атакующую руку или отбить удар - предплечьем, шляпой или плащом в руке, и т.п. Отчасти именно поэтому рекомендуется иметь широкий кушак на поясе:

-7

Длинный плащ с плеч лучше сбросить, иначе будет мешать. Даже если наматываете его на руку - на плечах не оставляйте, помешает передвижениям.

Все остальное... Каких-то хитрых и сложных приемов в этой технике просто нет. Она уличная. Весь расчет - на скорость, ловкость, точность и, самое главное - работу ног и глазомер.

Это не считая хладнокровия и в принципе моральной готовности драться на ножах.

В таких поединках обоюдное поражение и два трупа на пыльной дороге - самое обычное дело...

Источник - "Manual del baratero" в переводе Черевичника.