Найти в Дзене
Варежка-болтушка

"Не пара она нам, Гена!" Непарные пары советского кинематографа

Оглавление

Рассуждения о Пряхине в предыдущей статье как-то вышли из-под контроля. В том смысле, что пришли люди, которым искренне нравится Лёха Пряхин из фильма "Самая обаятельная и привлекательная", и они недоумевают, чем плох простой деревенский парень.

Я попыталась возразить, что он просто не пара Наде, а принадлежность к деревне - вообще понятие расплывчатое. Одно дело "Лёха Пряхин" Кокшенов, а другое - Тихонов из Пенькова, или Рыбников с Заречной улицы! Ну есть же разница! Хотя все они простые деревенские.

И не надо говорить, что якобы Тихонов для этой роли не подходит. Особенно, если образ деревенского человека существует исключительно в вашем воображении. Видела я таких деревенских парней, которые куда красивее Тихонова, и даже весьма воспитанные и образованные. Раньше этим достаточно серьёзно занимались. По крайней мере, до 90-х такие водились. Не говоря о том, что Тихонов сам из простой рабочей семьи, т.е. ни разу не аристократ. Но сейчас не об этом, а о парах.

"Не пара она нам, Гена!" Кадр из фильма "Большая перемена"
"Не пара она нам, Гена!" Кадр из фильма "Большая перемена"

И тут я подумала о том, что в советских фильмах было очень много таких вот неподходящих пар: учительница-сталевар, зоотехник-тракторист, библиотекарь-рабочий и прочее. Но почему-то они не смотрятся чужеродно. Или смотрятся? Давайте разбираться.

Матвей Морозов и Тоня Глечикова

Романтическая пара из Пенькова, которая по итогу так и не состоялась. Однако, авторы фильма показывают нам большую любовь двух совершенно несовместимых людей. Он - деревенский тракторист, необразованный лапоть, она - интеллигентная городская девушка, разодетая в наряд, совершенно неподходящий для деревенской работы.

Кадр из фильма "Дело было в Пенькове"
Кадр из фильма "Дело было в Пенькове"

Казалось бы, что у них общего? Вообще ничего. Но это только на первый взгляд. Чем отличается Матвей от того же Лёхи? Да между ними пропасть, несмотря на то, что Матвей малограмотен, а Лёха так-то инженер, высшее образование имеется. Матвей отличается стремлением к новому, желанием обучаться. Матвей активен, ему Тоня понравилась - он пошёл ва-банк.

Да и Тоня ему понравилась не просто так. Она - его мечта. Это дверь в новую жизнь, в то самое светлое будущее, к которому так стремились советские люди. Ему нравится не сама Тоня, а то, что она олицетворяет. Это чуть позже понимает и Тоня, которая говорит о том, что он очень сообразительный, только "ему не хватает элементарного кругозора."

Кадр из фильма "Дело было в Пенькове"
Кадр из фильма "Дело было в Пенькове"

В этом фильме не пара Матвею как раз его собственная жена Лариса, которую сыграла великолепная Светлана Дружинина. И казалось бы - рослая красотка, под стать самому Матвею, Тоня внешне с ней не сравнится. Но нет, не подходит. А всё почему? Потому что её всё устраивает. Она не стремится к новому, ей проще жить по старинке, в своём болотце.

Это, может быть, и не плохо, да вот беда - Матвей не такой. Он - как Тоня. Ей вот и клуб новый надо, и садик, и стадион. Стала бы Лариса выбивать у начальства стадион? Да куда он ей упёрся? Муж под боком - и ладно.

Кадр из фильма "Дело было в Пенькове"
Кадр из фильма "Дело было в Пенькове"

Так что в этом фильме неразрешимый треугольник никогда и не разрешится. Потому как деятельного Матвея от того, чтобы уехать, удержит оседлая жена, а разводиться не позволит внутренний стержень. Тони.

Игорь Брагин и Вера Силкова

Пара, которая сложилась от любви "по собственному желанию", гораздо более неподходящая, чем предыдущая. Здесь у героев нет ничего общего, кроме того, что они оба одиноки и находятся в стадии безысходности.

Кадр из фильма "Влюблён по собственному желанию"
Кадр из фильма "Влюблён по собственному желанию"

Вера библиотекарь, её мало волнует мирская суета, она всё больше в иных мирах. Во это действительно возвышенная натура, которая, однако, в миру выглядит просто ужасно для незадачливого героя Олега Янковского. Его Игоря как раз волнует исключительно внешняя атрибутика жизни, его цель - главные призы жизни. Первое место в спорте, деньги, слава, жена-красавица. Потеряв всё, к чему он так стремился, человек просто опустился, превратившись в заурядного пропойцу.

Что их связывает? А ничего. В фильме пропасть между ними демонстрируется очень наглядно. Их интересы, их мечты, их взгляды на всё и вся диаметрально различны. Почему они остаются вместе? Потому что они тянут друг друга из болота, каждый из своего. Это когда два болота расположены на разных концах круга, и только противоположно находящийся человек способен вытянуть другого.

Кадр из фильма "Влюблён по собственному желанию"
Кадр из фильма "Влюблён по собственному желанию"

Тот случай, когда разноимённые заряды притягиваются. Тут весь вопрос - долго ли такой союз продержится. Впрочем, фильм совсем не об этом. А о том, как сознание управляет телом.

Светлана Афанасьевна и Григорий Ганжа

Ещё одна комедийная и совершенно несовместимая пара. Она строгая учительница, очень требовательная к себе и другим, вся из себя правильная, т.е. не отступающая от норм и правил. Он - её полная противоположность: бесшабашный балагур, легко нарушающий социальные нормы, безответственный и простодушный.

Кадр из фильма "Большая перемена"
Кадр из фильма "Большая перемена"

Вообще не пара. По этой причине они без конца ссорятся, потом мирятся, потом снова ссорятся, расходятся, сходятся. Почему они вместе - загадка.

Нет, конечно, авторы просто списали всё на химию чувств. Такое бывает в жизни, не спорю. Правда, держится обычно недолго.

Вместе они будут ровно до того момента, пока это нужно ей. Потому что именно более спокойный человек в таких союзах держит отношения на плаву. Кому-то необходимо контролировать безрассудные выходки безумного экстраверта. А данной паре это, конечно, Света. Но Светлане в какой-то момент это всё может надоесть, и она уйдёт. Захочет спокойной жизни.

Кадр из фильма "Большая перемена"
Кадр из фильма "Большая перемена"

Впрочем, есть вариант, что ей как раз и не хватает движухи, которую она сама не может создать, и именно поэтому она с ним. Если так, то это самый прочный союз. Однако, судя по событиям в фильме Светочка всё же не из таких. Пара, скорее всего, обречена.

Татьяна Левченко и Саша Савченко

Наша любимая "Весна на Заречной улице" и удивительно гармоничная пара Таня+Саша. Гармоничная несмотря на полное несовпадение в социальном смысле. Он из рабочих, простой парень 7 классов образования, она высоко образованная, начитанная, возвышенная. Между ними - социальная пропасть.

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

Тут хочется сказать спасибо Николаю Рыбникову, который отлично сыграл малограмотного мужика. Его говор, его речь буквально режут ухо. Контраст между ними очевиден даже слепому.

Но есть одна вещь, которая выгодно отличает этого парня. Он понимает, что ему необходимо развиваться. Он открыт к новому. При этом он очень деликатен внутренне, несмотря на внешнюю невоспитанность. У него есть внутренний стержень, благородство души, с которым либо рождаешься, либо нет.

У его пассии Зиночки этого благородства нет. Поэтому они не пара! Несмотря на то, что находятся на одной социальной ступеньке.

А вот с Татьяной ему сложнее. К ней необходимо идти вверх по сложному, трудному пути. И он к этому готов. И она это понимает. И всё у них будет отлично. Это тот случай, когда союз просто необходим для счастья двух людей.

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

Вот такие пары у меня получилось разобрать. Конечно, это далеко не все необычные парочки, ведь кинематограф просто необъятен.

Если вас заинтересовала такой формат, пишите в комментариях, какие пары ещё хотелось бы разобрать. Будем разбираться)

Благодарю за внимание!