История создания «Дома дурака» на Воздвиженке, как вы помните из моей предыдущей публикации, тесно связана с португальским дворцом Пена. Захотелось немного вам рассказать и об этом уникальном памятнике архитектуры, который считается одним из самых потрясающих замков Европы, главной достопримечательностью Португалии и даже входит в список мировых объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
Яркий и неординарный замок на 500-метровой скале возводился целых 12 лет, он задумывался, как летняя резиденция королевской семьи, члены которой приняли непосредственное участие в его создании. Здание и связанное с ним место имеет интересную историю.
Для начала окунемся в средние века, в те самые времена, когда в тихом местечке на скале города Синтра, в 25 км от Лиссабона, была построена часовня, посвященная Богоматери Пена. Церковь и монастырь возникли здесь после того, как одному из португальцев на холме явилась женщина, которую он принял за Деву Марию. На протяжении нескольких столетий в этом безлюдном, но очень живописном месте обитали монахи. В 18 веке в строение ударила молния, вызвав многочисленные повреждения. Но на этом неприятности не закончились – в 1755 году произошло знаменитое лиссабонское землетрясение, превратившее монастырь в руины. Португальский король Мануэл I очень любил тихое место на большом холме в городе Синтра и решил восстановить здесь обитель, посвятив своему сыну. Мальчик рано умер и свои планы монарха не осуществил. В 1838 году разрушенный монастырь и земли вокруг него приобретает король Фердинанд II. Нужно сказать, что королем он стал, после женитьбы на Марии II, дочери бразильского императора Педру I. Но произошло это не сразу – сначала отец выдал малолетнюю Марию замуж за ее родного дядю, который сместил Марию с трона, провозгласив себя королем. Педру I вступил с братом в войну, сверг его, досрочно признал дочь совершеннолетней и короновал ее. После смерти отца, 16- летняя Мария вышла замуж за пасынка Наполеона герцога Лейхтенбергского Августа. Спустя два месяца после свадьбы, муж умирает от ангины, а через год супругом королевы становится принц Фердинанд.
Обладая романтичным характером, Фердинанд II решает возвести на горе летнюю резиденцию в виде рыцарского замка с мавританским акцентом. Строительство было доверено немецкому архитектору, горному инженеру, любителю путешествий Людвигу фон Эшвеге. Первый камень заложили в 1842 году. Через пять лет здание почти было готово, но королевская чета решила привнести свой вклад в оформление и символику – дворец украсили сводчатые арки, средневековые и исламские элементы, декоративное окно на главном фасаде. После смерти Марии и Фердинанда (он умер за год до завершения строительства, а жена еще раньше), здание неоднократно достраивалось по вкусу его владельцев. Комплекс сейчас состоит из нескольких основных частей: крепостной стены вокруг замка с разводным мостом, монастыря, здания самого дворца, двора напротив часовни. С многочисленных террас, на которых теперь предлагают отдохнуть туристам, открываются потрясающие виды. Дворец окружает огромный лесной массив с уникальными растениями, привезенными из разных стран мира, площадью более 200 гектаров.
Над входными воротами замка изображен мифологический тритон в раковине с водорослями – получеловек-полурыба с устрашающим лицом, олицетворяющий Сотворение Мира. Смотровыми башнями и тоннелями дворец напоминает средневековую крепость, при этом в его нагроможденном излишествами облике сочетаются разные эклектичные стили – знатоки могут без труда обнаружить элементы неоготики, неоренессанса, мавританского и восточного направлений, а также португальского нео-мануэлино. Фасад отделан плиткой азулеж, которая является основным элементом португальской архитектуры. Одна из особых достопримечательностей замка – восстановленная монастырская башня с часами 1843 года.
Внутреннее убранство дворца по большей части сохранено, здесь многое осталось со времен последней владелицы – королевы Амелии. Его залы оформлены причудливой деревянной резьбой, в них присутствуют арабские фрески, витражи, фарфоровые изделия, очень много старинной мебели и предметов утвари – керамическая посуда, люстры, канделябры, часы, картины и портреты. На огромной королевской кухне сохранились печи, курительная комната отделана в испанском стиле мухадер, мебель в ней - индийская, в бильярдном зале – элегантные предметы интерьера и рояль, в банкетном (зале рыцарей) - стол с фарфоровой посудой с гербом Фердинанда II, в шкафах – медная утварь с дворцовой маркировкой. Почти во всех залах, полы и стены по испанской традиции выложены плиткой азулежу, в помещениях кружевные потолки и очень много дерева.
В 1910 году дворец был национализирован. Со временем, яркие красные и желтые фасады замка поблекли, и он стал монохромным. К концу 20 века изначальные цвета были восстановлены. Долгие годы и, в том числе, в наши дни, замок и окружающие его природные ландшафты продолжают притягивать толпы туристов, неизменно восхищающихся его оригинальностью и великолепием.
Вы дочитали статью до конца и узнали историю еще одного дворца, прообразом которого стал московский «Дом дурака».