Повесть
Основана на реальных событиях. Имена персонажей изменены. Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.
Продолжение. Начало здесь
Глава 8
Из детского дома артистов сразу повезли на Центральную площадь Луганска, которая к тому моменту уже была полностью оцеплена сотрудникам милиции ДНР.
Стояли ограждения. Много, очень много горожан с флагами ЛНР, плакатами "С Днем Победы". На столбах висели георгиевские ленточки. Огромная сцена также украшена символами Победы. Гвоздики. Георгиевские ленты. В верхней части сцены большие цифры "1945-2016".
Работники сцены выносили и расставляли колонки, проверяли микрофоны.
Толпа кричит.
- Мы победим! Победа за нами! Да, здравствует Луганск! День Победы!
На этом фоне у подножия сцены, за ней, напротив Дворца Культуры, перед рамкой, через которую пропускают на сцену фотографировались артисты. Они уже оделись в артистические костюмы.
Пал Палыч и Матросов в черных костюмах, белых рубашках и черных бабочках. Анна, Зоя и Кристина в концертных платьях с пышными юбками. Анна в платье желтого цвета, Зоя - в зеленом платье. Кристина снова в красном. Все дамы в туфлях на высоких каблуках. Волосы красиво уложены.
Рядом стояли Андреич и Стас Павлов. Стас Павлов, оделся в синий свитер и джинсы, снимал происходящее на фотоаппарат.
Андреич в костюме-тройке, при галстуке, щелкал всех на камеру телефона. Андреич в основном уделял внимание дамам. Дамы позировали ему.
Стас Павлов фотографировал окружающую обстановку.
Из боковых дверей Дворца Культуры, возле которого развернула огромная сцена, выбежал представитель Министерства культуры, мужчина в сером костюме. Подбежал к Андреичу.
- Артисты, готовы?
- Как пионеры. Всегда готовы, - доложил Андреич.
Представитель Минкульта открыл свою папочку. Начал листать.
- Давайте тогда еще разок пробежимся по репертуару.
Артисты обступили представителя Минкульта.
— Значит так, - начал читать чиновник, - сразу после детского хора ваш блог. Вы поете казацкие песню и песню про авиаторов. Так?
- А можно замену? – вставил Пал Палыч вопрос в речь чиновника.
- Вы что-то хотите спеть еще? – напрягся представитель Минкульта.
- Давайте мы вместо "марша авиаторов» споем песню "Вставай страна огромная!" Мне кажется, она здесь больше подходит, - предложил Пал Палыч, не обращая внимания на то, что Андреич резко дергал его сзади за обшлаг пиджака.
— Это советская песня! Не рекомендуется! - покачал головой представитель Минкульта.
-Кем? - удивился и возмутился Пал Палыч.
-Сейчас не время для дискуссий! - отвел в сторону глаза представитель Минкульта и начал торопить, - концерт уже идет. Репертуар нужно было утверждать заранее.
- Ну, что ты, Палыч в самом деле? Пристал, - Матросов поправил бабочку, - со своей песней. Уже не те времена.
- Для этой песни как раз то самое время, - попытался поспорить Палыч.
И сделал шаг вперед, к проходящим мимо них жителям Луганска.
— Вот смотрите! - гордо развернулся и начал громко петь.
- Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
И публика, проходящая мимо, стала останавливаться. Палыч продолжил петь.
- Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!
Представитель Минкульта смущенно сказал.
- Ну, хорошо, я попробую решить этот вопрос…
И тут же ушел, а публика и артисты продолжили петь песню. И песня это была все громче и громче. Даже в какой-то момент перекрыла музыку, которая звучала со сцены.
- Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Ее подхватывало все больше и больше людей.
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Пал Палыч вошел в толпу и вокруг него образовался круг.
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Песня полетела над сценой, над городом, над Донбассом.
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!
Когда песня закончилась, публика начала аплодировать Пал Палычу. Артист приложил руку к сердцу и поклонился. На его лице блуждала довольная улыбка. Он гордо смотрел перед собой.
***
Уже ночью с балкона гостиницы Палыч с таким же видом смотрел на Луганск. Пал Палыч курил. Красный огонек сигареты, четко виднелся на фоне черного неба. Рядом с ним стояли Стас, облокотившись на перила балкона. Они оба смотрели на город.
На черную ночь, на зарево где-то вдали.
На дома, многоэтажки и между ними широкий проспект, по которому шли воинские подразделения. Все они шли куда-то на Запад. Слышался их маршевый шаг. Он шелестел как будто морской прибой. Людские массы, похожи на единое целое, на зеленоватые волны, которые волновались в ночной тишине.
- Я знал, что песню в итоге не разрешат спеть со сцены, Пал Палыч стряхнул пепел вниз, - по-моему, это глупость. Сейчас ей самое время.
Стас посмотрел вниз, туда куда падал пепел.
- Не расстраивайся ты так.
Взмахнул коротко рукой, будто отгоняя комара.
- Все же хорошо прошло. Вон как нас приветствовали.
— Это да, но …, - Пал Палыч выпустил клубок дымы и не договорил. Сделал несколько затяжек. Снова выпустил дым. Облачко полетело от него. Снова затянулся. Снова выпустил дым. Внизу все это время шли отряды.
- Я уже старый и не боюсь умирать. Надо идти самому, - закончил фразу Пал Палыч невпопад и вздохнул.
Стас резко дернул головой и пристально посмотрел на своего соседа.
- Палыч, что это ты удумал?
Пал Палыч потушил окурок, аккуратно слюнявя его пальцами.
- А.… нет, ничего. Так сам с собой говорю.
Развернулся лицом к Стасу Павлову.
- Ладно давай спать. Завтра рано вставать. Домой поедем.
А колонны солдат шли и шли в сторону линии боестолкновения. Их шаги, печатая шаг, отчетливо слышались в ночной тишине.
***
Утром же от них не осталось и следа. Город снова стал мирным. В холле гостиницы все было как в обычное утро. Входили и выходил командировочные. Мужчины в деловых костюмах, иногда в камуфляже.
У стойки администратора суетились артисты. Они собирались выезжать и сдавали ключи от номеров. Артисты оделись почти по-летнему, так как на улице стоит теплая весенняя, майская погода.
Все уже были как одна команда и помогали друг другу.
- Разрешите я повезу ваш чемодан? – обратился Матросов к Анне.
- Благодарю! – Анна жеманно передала Матросову ручку от чемодана, - если это вас не затруднит.
- Что вы! Ни сколько! – матросов был сама галантность.
На этом фоне водитель ПАЗика приставал к Андреичу.
- Так во сколько мы должны быть в кафе?
- Ну, не знаю, - Андреич посмотрел на часы, - примерно в двенадцать. А что?
- В двенадцать? - водитель переспросил, - точно?
Мимо них на выход прошло несколько человек. Один из них, мужчина в камуфляже без опознавательных знаков, явно слышал слова Андреича и водителя, потому что он посмотрел на часы.
- Откуда я знаю, - Андреич раздраженно поправил свою шляпу, - я там ни разу не был, а зачем тебе?
Водитель посмотрел в сторону отходящего мужчины.
- Ну, как! Порядок должен быть. Да и понять хотел, когда домой вернусь.
- Не знаю, - Андреич пожал плечами, - по дороге уточню.
На выходе из гостиницы бросил фразу через плечо.
- Позвоню им, чтобы заказывали обед.
Артисты погрузились в свой автобус, который стоял прямо у входа в гостиницу. Никто из них не обратил внимание на мужчину в камуфляже, который сфотографировал их автобус, а затем отошел в сторону, и начал что-то набирать в телефоне, достав его из кармана. А если кто и обратил, то тут же забыл, потому что они направлялись домой и кому было какое дело до случайных людей.
Домой, всем очень хотелось домой.
***
Автобус проезжал мимо окраины рабочего поселка, на краю которого стоял пятиэтажный дом. Хрущевка. На балконе висело белье.
Водитель крутил баранку и, показывая на дом рукой, рассказывал.
— Вот с этой стороны они заходили. Как шарахнули из танка, так из дома народ побежал, кто в чем. Кто в трусах, кто в носках…
Все приникли к окну, снимали дома на телефоны. И как обычно Матросов шутил невпопад.
— Вот сейчас в этом доме сидят снайперы и целятся в нас.
- Да, что ты такое говоришь? Как только язык поворачивается, - цыкала на него Анна, и улыбалась, потому что даже такие шутки уже не казались неуместным.
***
Автобус выехал из поселка и понесся по дороге через цветущие поля, оставляя за собой клубы пыли. В какой-то момент в окне все увидели на обочине черный танк, который стоял как обелиск.
- Останови-ка, - попросил Андреич, провожая танк взглядом.
Водитель снизил скорость, но не остановился.
- Мы опаздываем к обеду.
- Приказываю остановиться, - впервые за всю поездку Андреич применил свой громкий командным голосом, от которого вздрогнули все в автобусе и даже Зоя.
- Опоздаем же, - пробубнил водитель, но нехотя подчинился приказу.
Автобус прижался к обочине. Открылась дверь. Артисты налегке вышли из автобуса и пошли по кромке шоссе назад к танку.
Первой к нему подошла Зоя и вслух прочитала табличку.
- Здесь героически погибли защитники Луганска, но остановили фашистскую нечисть.
Зоя сфотографировала табличку и продолжила снимать танк на видео.
Андреич обошел танк, объясняя в камеру.
- Смотри, кумулятивный снаряд попал в место водителя танка, и все сгорели заживо.
Показал на огромную дырку в броне.
Стас Павлов повязал георгиевскую ленту прямо на ствол танка. Проверил телефон. Ему пришли какие-то смс. Он их не стал читать с ужасом рассматривая танк.
Артисты, склоняя голову, молча стояли перед танком. Кристина отбежала в поле и вернулась с охапкой маков. Положила букет у гусениц танка. Матросов подошел к стволу танка, посмотрел внутрь ствола и прокричал внутрь.
- Угу.
Приложил ухо, послушал эхо. никто на него не обращал внимания.
особенно эмоционально отреагировал на танк Пал Палыч. он тихонько смахнул слезу и произнес.
- Ну, как так можно. Двадцать первый век на дворе. Варвары.
Подавленные увиденной картиной, артисты вереницей медленно вернулись к автобусу. Стас Павлов обнимал за плечи Кристину, Андреич держал под локоть Зою. Матросов шел рядом с Анной. Пал Палыч задержался у танка, поправляя ленточку, которую повязал Стас Павлов.
Водитель выглянул из салона, прокричал.
- Ну, давайте шибче. Шибче. Опоздаем же на обед!
Когда все погрузились, автобус снова выехал на шоссе и запылил по дороге через цветущие поля.
***
Очень долго водитель видел перед собой лишь полотно дороги, которая ныряло под автобус, но именно он был первым, кто увидел впереди черный столб дыма. Увидел, но промолчал, лишь плотнее сжав губы и еще сильнее вцепился в баранку.
- Что это? – Андреич удивленно показал на дым рукой.
Водитель покосился на часы на руке.
- Дым. Горит что-то.
Матросов ляпнул как всегда невпопад.
- Мусор, наверное.
- Сам ты мусор, - незлобно ответил ему Пал Палыч и пересел поближе к кабине.
Стас Павлов попытался заснять дым, но автобус подскочил на ямах. Телефон выскочил из рук и упал между сидений. Стас попытался его достать. Ему решила помочь Кристина. На очередной кочке они стукнулись лбами.
- Ой, - Кристина схватилась за лоб.
Стас поднял голову и закричал.
- Да, куда ж ты гонишь-то?
- Да, действительно, - поддержала его Зоя, - можно помедленнее.
Но водитель не стал притормаживать, а объяснил.
- Здесь место открытое, лучше проскочить его.
- Ой, прекратите панику нагонять, - заспорила с ними Анна, - мы уже почти дома.
***
Автобус подъехал к полыхающему зданию столовой, когда пожарный расчет МЧС уже вовсю боролся с пламенем.
Андреич выскочил из салона и подбежал к пожарным. Все артисты из автобуса напряженно смотрели за тем, как Андреич говорил что-то с мужчиной в пожарном шлеме. Когда вернулся, то вскочил на подножку, как можно веселее объявил.
- Обеда не будет, говорят кондиционеры взорвались!
Посмотрел на часы.
- Что характерно, как раз в тот момент, когда мы должны были войти в столовую. Просто ангел какой-то нас сберег.
Окинул взглядом артистов.
- Ну, что? Будем искать, где перекусить или уже до Ростова потерпим?
Матросов ответил за всех.
- Давайте до Ростова.
Артисты кивками согласились с таким решением.
***
Примерно через полчаса артисты пешком с чемоданами в руках перешли через границу и пересели в большой автобус на территории России. Стас Павлов снял на фото этот исторический момент. Для этого ему пришлось со своими чемоданами и фотоаппаратом забежать вперед. Чуть задыхаясь, но он смог это сделать.
***
Автобус с артистами выехал трассу «Дон», которая шла параллельно донецкой степи.
Артисты молча и настороженно, с опаской, а некоторые даже со страхом смотрели в ту сторону, откуда они только приехали.
- А ведь это он нас сдал? – озвучил Андреич вслух версию, которая у всех крутилась в голове. При этом он сказал это как будто разговаривая сам с собой.
- Что ты имеешь ввиду? – уточнил Пал Палыч.
И Андреич снова, как бы разговаривая сам с собой, развил свою мысль.
- Он ведь так не хотел останавливаться возле танка.
- Домой спешил, - вставил в его мысли Пал Палыч.
И тут Андреич отреагировал на слова Пал Палыча, как будто что-то понял.
- Он же не заказывал на себя обед и не собирался входить в столовую.
***
Стас Павлов рассказывал свою историю недолго. Наверное, минут десять. И никто его не перебивал.
Ни звукорежиссер, тощий патлатый парень в футболке с Джоном Ленноном на груди, ни помощник режиссера, пухленький мальчик, в черной футболке с розовым пони на груди.
На стенах студии все также висели плакаты музыкантов с автографами, рекламные постеры местных политиков и фотографии в дорогих рамочках от местных чиновников, которые были в этой студии и говорили с разными ведущими.
Три фотографии: Жириновский, Зюганов, Явлинский – по- прежнему висели в стороне.
Широкий стол, в центре которого стояла тренога с микрофонами, был по-прежнему был заклеен стикерами с эмблемой радиостудии "Родник ФМ" и завален тонким слоем рекламных буклетов.
Бородач в синем свитере сотрудника МЧС уже успел допить бутылочку воды, что поставили перед ним, а лысый весельчак дорвать на мелкие кусочки рекламный буклет.
Лишь сидящий в центре студии казак ни разу не сменил своей позы, демонстрируя свою медальку, как будто он находился в мастерской живописца, который писал с него портрет.
Внимательнее всех слушала Стаса Павлова ведущая, которая делала ручкой с логотипом радиостудии заметки в своем блокноте.
- Именно в тот момент мы все поняли, - сказал Стас Павлов в микрофон, - что смерть всегда была где-то рядом с нами, достаточно было только резко повернуть голову и увидеть зависший в небе квадрокоптер или отблеск от окуляра в степи.
и неважно, что мы уже были в России. Безопасность для нас здесь уже не существовало. Нам всем стало понятно, что нам уже не простят ни наших песен, ни этой поездки, ни наших мыслей. И это было страшно. Всем нам стало понятно, что страх будет все глубже и глубже проникать в наши сердца. И будет убивать нас изнутри.
- И что вы решили? – ведущая подняла голову.
- Каждый из нас сам принял свое решение, - Стас Павлов отвлекся. Ему пришло смс, он написал что-то быстро в ответ и посмотрел на ведущую, - извините, мне пора.
Но ведущая все же успела у него спросить.
- И все же, как сложилась судьба у вашей команды?
Стас Павлов встал и, пробираясь к выходу, ответил.
-Кристи занялась сбором гуманитарной помощи и взяла над Машей опекунство. Она уже большая и помогает ей. Пал Палыч записался в добровольцы. Воюет где-то. Его позывной «Артист». Говорят, женился.
- А Анна, Зоя, Андреич?
Стас улыбнулся.
- А артисты, как всегда, с концертами на передовой, - он приложил руку к сердцу, - извините, мне правда очень нужно идти.
Ведущая все же спросила.
- Подождите, а что стало с Матросовым?
Стас хмыкнул.
- Матросов уехал в Прагу 24 февраля.
***
Продолжение здесь. Буду публиковать по одной главе в день. Полную версию можно будет прочитать:
На ЛитСовете: https://litsovet.ru/books/976128-dobrovolcy-smert-byla-gde-to-ryadom,
На ЛитМаркете: https://litmarket.ru/books/dobrovolcy-smert-byla-gde-to-ryadom