Найти в Дзене
Blood Camera Action

Ширли Джексон «Призрак дома на холме»: история создания, сюжет, пояснения

Популярность книге вернула одноименная экранизация от Netflix 2018 года (ранее также были выпущены фильмы 1963 и 1999 годов). Из-за огромной любви ко всему тайному и скрытому от людских глаз, узнав о предложенной книге, я не могла отказаться от её прочтения и осталась довольна.

«Призрак дома на холме»  1963г.
«Призрак дома на холме» 1963г.

«Призрак дома на холме» 1999г.
«Призрак дома на холме» 1999г.

«Призрак дома на холме» по большей части отражает жанр психологического саспенса. Именно приемы, свойственные этому направлению, и неповторимая готическая атмосфера заставляют читателя с головой погрузиться в историю и примерить на себя портреты персонажей.

Помимо содержания удивил и стиль написания, будь то случайность или же замысел автора. В начале книги повествование ведется медленно и растянуто, вызывая переменное желание пропустить очередной диалог. В конце же, главы становятся максимально короткими и скомканными, все меньше логически связанными между собой, словно невнятные обрывки чьих-то воспоминаний или резко сменяющие друг друга кадры плёнки. Таким образом, тревога передаётся не только через сюжет, но и закладывается в голове читателя, готовя его к развязке.

История создания

Джексон в самом деле была поклонницей мистики, хотя сама в нее не верила. На создание произведения ее вдохновила история реальной группы исследователей паранормальных явлений 19 века, которые какое-то время жили в доме с привидениями. В одном из очерков писательница рассказала, что с интересом прочла трактат, в котором были задокументированы основные необъяснимые события, с которыми пришлось столкнуться ученым. В ходе работы Ширли столкнулась с невероятными совпадениями (или же проявлением мистики, решать вам). Например, одним из таких случаев стал приступ лунатизма, после которого писательница нашла на столе написанную её же почерком записку со словами «Умри умри».

Книга призрак дома на холме» стала первым произведением, принесшим Ширли не только славу, но и деньги. Именно Джексон оказала серьезное влияние на будущее творчество Стивена Кинга, который назвал роман лучшей книгой, которую он когда-либо читал. Помимо него фанатами произведения стали другие известные личности, которые нередко писали Ширли письма после прочтения. Позднее, в 2007 году, была учреждена премия её имени за достижения в литературе ужасов.

Ширли Джексон
Ширли Джексон

Сюжет

Хилл-хаус со своей вековой историей славится мистическими событиями, происходящими за его воротами, и обитающими внутри призраками. Никто из постояльцев не смог оставаться в доме больше нескольких ночей, а жители ближайшего городка стараются не упоминать зловещее место даже в разговорах.

Но однажды в доме собирается небольшая компания приглашённых доктором Монтегю для эксперимента и наблюдений людьми, с ним же самим во главе. Теодору и Элинор (главную героиню, к которой мы еще вернемся) доктор выбирает из-за их давней причастности к какого-либо рода паранормальным явлениям, третьим же гостем становится Люк – будущий владелец особняка.

В начале книги читатель ближе знакомится с яркими характерами персонажей, через диалоги узнает всю необходимую «служебную» информацию для дальнейшего понимания сюжета, погружается в таинственную атмосферу. Далее начинается самое интересное – череда мистических необъяснимых событий, которые обязательно сопровождаются ужасным холодом. Сначала в спальне девушек ночью кто-то стучит в дверь и смеется, позже это повторяется в разных комнатах практически каждую ночь. Далее компания находит написанное во всю коридорную стену мелом послание «НА ПОМОЩЬ ЭЛИНОР ВЕРНИСЬ ДОМОЙ», на следующий день оно будет над кроватью в полностью испачканной кровью комнате Теодоры.

Ближе к развязке в особняк приезжает жена доктора Монтегю и ее друг Артур. Оба любители мистики и обладатели опыта работы с паранормальным. Во время сеанса с планшетом в библиотеке они получают послание от призрака, которое становится очередной тайной. Новых жителей дом встречает самой ужасной из всех прожитых гостями ночей.

В конечном итоге читателю показывают обратную и подлинную сторону происходящего. Под покровом ночи Элинор бегает по Хилл-хаусу, смеясь и стучась во все двери. Когда же она очнулась от охватившего ее состояния, не смогла узнать даже стоявших рядом сожителей. На следующее утро доктор просит Элинор уехать ради ее безопасности, а после долгих просьб остаться девушка прощается с компанией и на полной скорости врезается в дерево на повороте дороги.

Теории и объяснения

Признаюсь, даже после повторного прочтения концовки у меня оставались вопросы к общему сюжету. С середины произведения у меня возникла теория, которая частично закрывала все сюжетные дыры и объясняла происходящие события.

Что, если Элинор просто сошла с ума после смерти матери? Отступления от основного сюжета не раз давали понять, что девушка не чувствует своего «я» и не видит в себе полноценную личность.

«Я – Элинор, – торжествующе повторила она про себя. – Своя в этой компании, сижу с друзьями у камина и болтаю как ни в чем не бывало».

Что если Хилл-хаус был домом покойной? Это предположение могло бы послужить ответом на вопросы к планшету миссис Монтегю.

«—Кто ты?

— Нелл, — резким голосом прочла миссис Монтегю…

… — Что тебе нужно? — прочел он.

— Дом.

— Что ты здесь делаешь?

— Жду.

— Ждешь чего? ...

… — Почему? — прочел Артур.

— Мама, — прочла миссис Монтегю.»

Что если все остальные персонажи – плод воображения Элинор или ее другие личности? Например, Теодора – то проявление смелости, которого не хватало главной героине, а Люк – недостающая беззаботность. К слову, в одном из диалогов юноша рассказал, что рос без матери, что делает его еще более похожим на ставшую сиротой Нелл. Порой поведение и диалоги главных героев казались максимально нелогичными (например, резкое осуждение в сторону Элинор), а Люк однажды говорит девушке фразу «час любви, поверь, настанет», которую та по ходу всего сюжета прокручивает в своей голове, но не упоминает вслух… Простое совпадение?

К сожалению, настоящая концовка вызвала больше сомнений и сюжетной недосказанности. Причиной всех необъяснимых явлений стала главная героиня. Она создавала шум по ночам, стучась в двери, смеясь и напевая. Творением именно ее рук стали надписи на стенах и, вероятно, кровь в комнате Теодоры (как объяснить, куда пропал весь этот беспорядок к концу книги?). Захлопывающиеся двери и закрывающиеся окна еще можно списать на необычную архитектуру дома, но все еще остается ряд вопросов.

Что за холодное пятно было возле детской? Как планшет мог так логично отвечать на вопросы миссис Монтегю? Что представляло собой видение семейного пикника? Если дело было лишь в Элинор, почему и прошлые постояльцы не могли долго оставаться в доме?

Отвечая на все эти вопросы, можно предположить, что «нечто» в доме всё же обитало и оказывало неоспоримое воздействие на психику приезжающих гостей. Вероятно, оно вызывало галлюцинации и вытаскивало наружу худшие пороки каждой отдельной личности (это доказывает изменение поведения персонажей). Поскольку же Элинор была наиболее внушаемой, она превратилась в главную игрушку заключенного в Хилл-хаусе зла, выполняя за него всю «грязную работу».

«Полагаю, зло заключено главным образом в самом доме. Он порабощает и уничтожает людей, ломает их судьбы. Это замкнутое средоточие злой воли.»

Книга определенно достойна прочтения, хоть и рискует разочаровать некоторых читателей необычной, оставляющей послевкусие концовкой. Однако «Призрак дома на холме» частично оправдывает звание образца мистического триллера, сочитая в себе ужасы паранормальных явлений и психологический анализ влияния дома на персонажей.

Надеюсь, я смогла помочь вам разобраться и натолкнула на новые мысли, а в скором времени выйдет статья о старых экранизациях разобранного сегодня произведения. Делитесь своими впечатлениями от книги и возникшими в ходе прочтения теориями в комментариях!