Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Ужасные разоблачения Марии Монк

В октябре 1835 г. газета American Protestant Vindicator напечатала заявление 19-летней канадки Марии Монк. По ее словам, она сбежала из монреальского монастыря Отель-Дьё. Там кюре держали сестер в сексуальном рабстве, а тех, кто сопротивлялся – епископ и настоятельница приказывали жестоко убивать. Статья обещала скорую публикацию полного рассказа. “Ужасные разоблачения...” вышли в Нью-Йорке в январе, через месяц после того, как случился один из величайших пожаров в его истории. То, что значительная часть города лежала в руинах, не помешало его жителям раскупить тираж как горячие пирожки. За первые полгода разошлось двадцать шесть тысяч экземпляров. За год было минимум шесть переизданий. Считается, что до “Хижины дяди Тома” это была самая читаемая (после Библии, конечно) книга в Америке, даже британцы и ирландцы так же активно перепечатывали ее.

Согласно книге, Мария была из протестантской семьи, но учеба в монастырской школе склонила ее к католицизму. Послушницы Отель-Дьё не подозревали об ужасах, которые начинались после пострига. Настоятельница велела сестрам подчиняться священникам во всем – в том числе безропотно терпеть их греховные посягательства. Развратники в сутанах проникали в обитель по подземному ходу из семинарии Святого Сульпиция. Детей, которые рождались после этого, крестили и сразу душили. Старшие сестры подвергали младших пыткам за малейшие провинности.

Мария забеременела от аббата Патрика Фелана. Это был известный человек – ирландец, много сделавший для образования, здравоохранения и помощи бедным в ирландской общине Монреаля. Чтобы спасти ребенка от гибели, Мария сбежала. Добрые люди помогли ей добраться до Нью-Йорка. Родив девочку в богадельне, она рассказала свою историю капеллану-протестанту.

“Разоблачения” – образец антикатолической пропаганды, которая пользовалась в США огромной и давней популярностью. По форме это готический роман – также популярный в то время жанр. Оглушительный успех книги привлек внимание самых разных людей, и вскоре ее саму начали разоблачать. Истинные авторы обнаружились, когда подали друг на друга в суд из-за раздела авторских отчислений. Это был коллектив протестантских пасторов – Уильям Хойт (который нашел Марию и привез ее в Нью-Йорк), Джон Слокум и Джордж Борн. Им помогало еще несколько человек. Хотя Мария не писала сама, она активно участвовала в деле. Осенью 1836 г. у нее была публичная встреча с Фрэнсис Партридж, которая тоже объявила себя беглой сестрой из Отель-Дьё. Дамы изобразили бурную радость воссоединения и подтвердили правдивость друг дружки.

Американский журналист-протестант Уильям Стоун получил разрешение тщательно исследовать монастырь. Он вошел туда со скандальной книгой в руке и через десять минут понял, что ни Мария, ни Фрэнсис никогда там не были. Статья и памфлет Стоуна разуверили часть публики в достоверности “Разоблачений”. С канадской стороны появился памфлет от газеты L’Ami du peuple, de l’ordre et des lois (“Друг народа, порядка и законов”), где мадмуазель Монк уличал во лжи ряд свидетелей, включая ее собственную мать. Слокум написал ответный памфлет от лица Монк, но ее популярность неумолимо угасала.

В 1837 г. Мария исчезла из Нью-Йорка и объявилась в Филадельфии. Она заявила, что ее похитила банда из шести католических священников. Вышла книга “Дальнейшие разоблачения Марии Монк”, где говорилось, что монахини из Канады и США ездят рожать на остров Сестер близ Монреаля. Протестантская организация из Нью-Йорка получила разрешение посетить Отель-Дьё и остров и не нашла ничего подозрительного. Звезда самозванки окончательно закатилась в следующем году, когда она родила второго ребенка от неизвестного отца. Последние оставшиеся сторонники отвернулись от нее.

Сведения о конце ее жизни отрывочны. Вроде бы она вышла замуж, но из-за ее пьянства и разгула муж ушел, забрав детей. “Ужасные разоблачения” по-прежнему хорошо продавались (их переиздавали как антикатолическую пропаганду и в XX веке, а как квазиэротику в жанре nunsploitation – в XX и XXI). Но никаких авторских отчислений Мария не получала. Она вела маргинальный образ жизни и умерла в 33 года в богадельне.

-2

Как выяснили расследования, Монк была скорее жертвой, чем сознательной обманщицей. В детстве она повредила голову и с тех пор имела проблемы с психикой. Она ходила в школу (что значило, что семья не бедствовала), но не монастырскую. В 18 лет она вела себя так, что мать отдала ее в интернат для “раскаявшихся девушек”, то есть бывших проституток. Католическое заведение с жесткими порядками дало ей почву для болезненных фантазий о монастыре. Марию не удерживали насильно; напротив, прошло всего три месяца, и ее исключили за неоднократные нарушения правил. К тому времени она была беременна. Ярый антикатолик Хойт нашел ее в отчаянной ситуации и использовал ее фантазии, очевидно направляя и редактируя их, для собственных целей.

Автор - Nina Mancheva